На рынке ИЖС все шире распространяются мошеннические схемы
Рынок подрядных услуг в сфере ИЖС не урегулирован, на нем появляются недобросовестные игроки. Многие семьи взяли ипотеки или отдали деньги за строительство, но готовых построек не дождались.
Тема мошеннических схем в сфере ИЖС прозвучала на ежегодной конференции президента (там речь шла о Татарстане), а теперь – на конференции, которая прошла в зале горкома КПРФ в Петербурге.
По данным Всероссийской инициативной группы пострадавших в сфере ИЖС, по всей стране зафиксировано 70 недобросовестных компаний; их жертвами стали около двух тысяч семей, из них почти 800 – петербуржцы. Как отмечает руководитель инициативной группы Дарья Елисеева, 70-80% оплат было произведено с помощью ипотеки.
Например, одна из потерпевших от действий компании ЦКС поделилась: «Банки продолжают поднимать ставки, в том числе – за невозврат комиссии застройщиком». Таким образом, вся ответственность ложится на заемщика.
Алексей Горулев, член Экспертной комиссии по ИЖС Общественного совета Минстроя РФ высказал одно из предложений: замораживание ипотечных платежей гражданам, находящимся в статусе потерпевших. (Тем, кто признан потерпевшими по уголовному делу). Пока с этим сложно. «Банк не идет на контакт, он снял с себя ответственность полностью. Каникул добиться очень сложно, это единичные случаи. Если по закону каникулы длятся шесть месяцев, банк одобряет пять, и то после бесконечных переписок», – делится одна из пострадавших.
Елена из Ростова-на-Дону представляет интересы ростовчан, пострадавших от действий недобросовестных компаний в сфере ИЖС. Она рассказала, что в городе множество случаев, когда жертвам мошенников так и не удавалось завести уголовное дело. Так, уже полгода идут разбирательства относительно компаний «Империал» и «Стройинвест».
«У них легенда одинаковая: вы все получите, но денег нет», – рассказывает Елена и добавляет: «Если такая яма в законодательстве, то почему крайними остаемся мы, плательщики ипотек? У нас в Ростове отец многодетной семьи ушел на СВО, потому что это был единственный способ заработать крупную сумму». Елена отмечает, что люди неоднократно пытались добиться возбуждения уголовного дела, писали заявления в РОВД, в СК и прокуратуру, а ответ поступал такой: «Нет состава преступления».
По мнению пострадавших, защиты нет: за «откат», который не произвел подрядчик, платит потерпевший. Кроме того, за несданный вовремя объект банк также будет поднимать процентные ставки. Переход на эскроу-счета мог бы обезопасить граждан в будущем, но сейчас – необходимо принять меры помощи потерпевшим семьям.
Кристина, пострадавшая от действий компании ЦКС, надеется на то, что банк будет принимать заявления от потерпевших по уголовному делу и аннулировать ипотеку. Она рассчитывает, что банк подключится к проблеме и будет взыскивать средства с застройщика. «Я лично эти деньги в руках не держала. Это было условие банка: чтобы застройщик получал деньги через аккредитив. Не через эскроу, не через мои руки, но теперь единственным пострадавшим остаюсь я», – делится Кристина.
Владимир представляет пострадавших от действий ООО СК Smart House. «Кто-то остался без свай, кто-то – с «коробками», кто-то без коммуникаций. Люди пытаются достроить своими силами, влезают в кредиты. Что им делать?», – спрашивает Владимир. Г-н Горулев рекомендует обязательно пройти строительно-судебную экспертизу, с точным подсчетом, что было сделано, а что – нет, прежде чем достраивать проект самостоятельно.
Инга – из Приморского края, она представляет пострадавших от действий компании «Теплоблок25». Она отмечает, что банки передают ипотечные договоры друг другу. «Где искать концы? Пишем запрос в один банк, нас отправляют в другой. Причём некоторым семьям принимающий банк меняет условия», – делится Инга. Передача кредитного договора банком – допустимый инструмент с точки зрения финансового рынка. Но любой принимающий банк не имеет право менять условия предыдущего. Как отмечает г-н Горулев, скорее всего, это техническая ошибка.
Юлия стала жертвой схем компании «Фрейм Хаус», в составе которого – три ИП. Она интересуется, отчитываются ли банки перед государством за компенсации. «Минфин получает от банков подтверждение на ежемесячную компенсацию упущенной выгоды по кредитам. Они ежемесячно направляют списки заемщиков по льготной программе, в зависимости от этой суммы по спискам выделяют ежемесячные лимиты», – поясняет г-н Горулев.
Юлия отметила, что гражданам не нужны компенсации, они хотят снять с себя долговое рабство на 20-30 лет. «Если уголовным делом будет доказано, что мы – потерпевшие, государство может обязать банк списать эту ипотеку?»
По словам г-на Горулева, единственный вариант решения о возврате или компенсации для граждан, пострадавших от действий недобросовестных компаний, может быть реализован через институт Фонда развития территорий. Фонд действует на основании 218-ФЗ и занимается защитой обманутых дольщиков, но закон сформулирован под многоквартирное жилье и договор делового участия. Чтобы говорить о защите прав пострадавших в сфере ИЖС, надо вносить в 218-ФЗ понятие индивидуального жилищного строительства.
Корреспондент NSP поговорил также с Иваном, пострадавшим от действий компании «Вудстоун». 12 июля 2023 года был заключен договор с подрядчиком из группы компании «Вудстоун», а именно – с ИП Макаревич Анной Владимировной. Оплата была произведена с помощью семейной ипотеки, первоначальный взнос в 1,5 млн рублей был внесен наличными.
«Нам залили фундамент, после этого банк перевел транш – 75%. Общая сумма перевода - около 9 млн рублей», – уточняет Иван. После этого подрядчик стал нарушать сроки, не выходить на работу; почти за год построили только "коробку". Иван с сентября написал более 10 заявлений: в МВД, прокуратуру, Следственный комитет, Роспотребнадзор – с сентября не получил ни одного ответа.
Мы поинтересовались, почему Иван выбрал именно эту компанию. Оказалось, что главным аргументом была аккредитация подрядчика в Сбербанке. Кроме того, на одном из рекламных баннеров «Вудстоуна» Иван обнаружил логотип девелопера «ФАКТ», название этой компании также фигурировало в проекте дома. Учитывалось также, что компания строила несколько домов в одном поселке «Линтулово», и хорошие финансовые показатели компаний, входящих в группу «Вудстоун» (отсутствие «фирм-однодневок» и приличная выручка). «Была уверенность, что именно с «Вудстоун» у нас не будет проблем».