Появление дороги М-7 может перегрузить Таврическую улицу в историческом центре Петербурга, отмечают эксперты
Трасса М-7, если она будет построена как «аналог ЗСД», может не только «разрезать» Удельный парк, но и устроить большой автомобильный трафик в районе Таврической и Шпалерной улиц. По просьбе NSP.RU транспортные эксперты проанализировали, как этот дорожный проект может сказаться на историческом центре Петербурга.

Какой будет дорога М-7 в Петербурге
До конца 2025 года в Петербурге начнут прорабатывать документацию для строительства платной трассы М-7, заявил вице-губернатор Николай Линченко. Вероятно, именно на этапе подготовки задания по проекту планирования территории определится, как будут решены сложные вопросы по этой дороге: соседство с Шуваловским парком, трассировка через Удельный парк, разгрузка потоков в центре города.
Впрочем, нельзя исключать, что строительство дороги если и начнется, то не в ближайшем будущем, учитывая экономическую ситуацию в целом, пояснили в городской администрации.
Сейчас нет точных параметров даже о том, как будет выглядеть эта дорога: как "аналог ЗСД" или многополосная дорога с остановками и пр. В середине 2023 года, когда Смольный подписывал соглашение с банком ВТБ, сообщалось, что это будет автомагистраль непрерывного движения от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе с мостом через Неву в створе Арсенальной улицы.
Однако под конец того же года был принят новый Генплан Петербурга. И там, судя по данным, аналога ЗСД пока не предвидится: М-7 представлена как магистральная улица общегородского значения регулируемого движения.
Как пройдет дорога М-7 в Петербурге
Судя по актуальным материалам Генплана, дорога должна пройти в районе Шуваловского парка, далее вдоль существующей железнодорожной ветки на юг города до Арсенальной улицы.
Любопытно, что на севере города, в районе Шуваловского парка магистраль «раздваивается». Вот как это описывается в материалах по обоснованию Генерального плана: «Трассировка магистрали <...> вдоль железнодорожных путей Выборгского направления с выходом в створе Ольгинской дороги на автомобильную дорогу А-121 «Сортавала» (Новоприозерское шоссе, «Игора»). Второй выход магистрали планируется на Выборгское шоссе».

Дорога М-7 должна пройти через Удельный парк. Озвучивались два варианта: в виде тоннеля или эстакады. На данный момент в Генплане отражены оба. Добавим, что в новом законопроекте об охранных зонах для территории предположительного прохождения М-7 на участке Удельного парка предусмотрена максимальная высотность построек и сооружений в 20 метров.

В Генплане Петербурга также отражено строительство нового моста и пробивка Торжковской улицы от набережной до Шпалерной улицы (см. карту). Торжковскую при этом ждет реконструкция. Как дорога М-7 изменит транспортную ситуацию в центре Петербурга в районе Шпалерной и Таврической улиц, рассказывают эксперты.
Мнения экспертов
Дмитрий Баранов, эксперт ассоциации «Пошли, поехали», ведущий инженер OTS Lab:
— Издавна предполагалось, что мост соединит Арсенальную улицу с Таврической, поскольку они расположены в створе друг друга. В какой-то момент это решение было изменено и мост был чуть сдвинут на восток, начинался на месте Свердловского сквера и выходил на Смольную набережную.
Однако, такое положение моста противоречило задаче сохранения культурного наследия и зеленых насаждений. Поэтому, как участники экспертной группы комиссии по городскому хозяйству ЗакС, мы с коллегами предложили поправку в Генеральный план, в которой мост возвращался в створ Арсенальной улицы. Таким образом можно избежать уничтожения Свердловского сквера и нескольких ценных объектов исторической промышленной застройки вдоль Арсенальной улицы.
В новом Генплане мост вернулся в старый створ вместе с "пробивкой" Таврической улицы от Шпалерной улицы до набережной. Я считаю, что это необходимо для полноценного функционирования моста как транспортной связи, поскольку доступ на мост только с набережной делает его неудобным для организации маршрутов общественного транспорта. К тому же, эта пробивка может стать хорошей велосипедно-пешеходной связью.
На мой взгляд, выпускать весь поток автомобилей на Таврическую не следует. Здесь нужна проработка организации движения, но это уже не уровень Генплана. Очевидно, Таврическую улицу невозможно расширить, и реконструкция тут может быть достаточно формальной, подразумевая повышение категории, но без изменения ширины. При организации движения, возможно, стоит оставить на Таврической улице движение общественного транспорта и подъезд к домам для жителей, либо одностороннее движение.
Георгий Фролов, руководитель проектов в компании "STEP. Транспортные решения":
— Если мост станет завершением М-7, то трафик с новой магистрали может приехать на Таврическую улицу. В целом трудно прогнозировать уровень и место формирования утренних заторов, когда автомобилисты будут ехать в центр на работу. В зависимости от итоговых решений — пока не ясно, будет это магистраль регулируемого или нерегулируемого движения (и на каких участках) — заторы на ней могут начать формироваться даже не то что в центре города, где ширина улицы будет ограничена застройкой, но вполне возможно, что ещё и на Выборгской стороне, где потенциально нерегулируемый участок начнёт встречать светофоры.
Разгрузить дороги в центре можно, переосмыслив приоритеты развития транспорта: общую стоимость проекта М-7 еще предстоит оценить, но уже ходят оценки в масштабе сотен миллиардов рублей. За такие деньги можно построить диаметральную линию метро, например, ускорив строительство долгожданной Красносельско-Калининской линии, в том числе в северных и северо-восточных районах города. Это действительно могло бы качественно, а не количественно разгрузить тот же Литейный мост, разгрузить который, видимо, авторы надеются за счет нового моста в створе Арсенальной улицы, заложенного в проект М-7. При этом и сам Арсенальный мост, и другие отдельные связи, предусмотренные в составе проекта, можно было бы рассмотреть как самостоятельные решения: они дали бы возможность запуска новых маршрутов общественного транспорта, в том числе даже прокладки трамвайных линий.
В целом проект М-7 можно считать остаточным явлением от еще советского концепта развития скоростных дорог. В нескольких вариантов Генпланов Ленинграда была магистраль, которая называлась Центральный скоростной диаметр. Он в северной части должен был идти ровно по траектории той самой магистрали М-7, а потом нырять под Таврический сад, туннелем пересекать центр города и выходить в створ Октябрьской железной дороги и далее на юг.
Целеполагание магистрали в советском генплане — принять на себя транзит через центр и провести автомобильный поток под центром. Подземный участок центрального диаметра вряд ли можно ожидать в ближайшие годы или десятилетия. Сносить здания в центре города никто не даст, щитовая проходка такого диаметра тоже сейчас не очень доступна. И даже с щитовой проходкой это будет очень сложное сооружение. Поэтому центральный скоростной диаметр, очевидно, распался на два участка, и в виде М-7 оказался в Генплане. И в итоге М-7 вместо того, чтобы разгрузить центр от автомобильного потока, будет центр накачивать автомобилями.