Алексей Гавриш: «Хороший проект – это устойчивый продукт, который сохраняет ценность для людей, города и бизнеса»
Компания «Вертикаль» начинала с инженерных задач, проектирования и генерального подряда. Сегодня она реализует уже второй собственный жилой проект. О профессиональной трансформации, философии работы и о том, почему девелопер должен думать о будущем дома через 30 лет, мы поговорили с Алексеем Гавришем, генеральным директором ГК «Вертикаль».

– В 2020 году как вы поняли, что «Вертикаль» готова перейти от выполнения чужих задач к своему девелоперскому проекту?
– Развитие девелоперского направления стало логичным продолжением наращивания компетенций компании. Задолго до 2020 года мы понимали, что будем делать собственные проекты. Старт первого из них был лишь вопросом времени и поиска подходящего участка.
– Страшно было принимать решение о старте?
– Совсем нет. Страх – деструктивное чувство, и в девелопменте, на мой взгляд, недопустимое. Уровень страха прямо пропорционален опыту и экспертизе команды. А у нас уже была слаженная команда и более 10 лет опыта проектирования, работы генподрядчиком, в том числе решающего сложные геотехнические задачи, уверенные навыки ввода объектов, сильная градостроительная экспертиза, отличные результаты в работе с внешними заказчиками. И, главное, безграничные идеи и четкое понимание, каким должен быть жилой дом как продукт, – все, чтобы уверенно стартовать с первым девелоперским проектом. Поэтому нам точно было не страшно.
– В чем для вас главная разница подрядчика и девелопера? Что было самым сложным при переходе на новую ступень?
– Разница принципиальная: эти роли занимают совершенно разные позиции в цепочке создания недвижимости. Главное отличие девелопера, важное для меня, – иметь возможность принимать самостоятельные решения и мыслить без оглядки на чье-то техническое задание. Свобода делать продукт таким, каким его видишь ты сам. Подрядчик зарабатывает на процессе строительства, а девелопер – на создании ценности объекта. Поэтому переход к девелопменту требует смены мышления: из исполнителя нужно превратиться в стратега.
– Какие из компетенций, накопленных в генподряде и проектировании, стали самыми полезными в девелопменте?
– Сложно выделить что-то одно. В проектировании и строительстве нет мелочей, как и нет второстепенных компетенций. Что важнее: грамотно выполненное свайное поле, не имеющее прямой потребительской ценности, или эргономичная планировка, с которой человек живет каждый день? Тут нет правильного выбора. При переходе в девелопмент одни навыки потребовали переосмысления, а другие компетенции из генподряда и проектирования стали ключевым конкурентным преимуществом: например, понимание реальной стоимости строительства, умение оптимизировать затраты без потери качества и умение предвидеть риски благодаря знанию технологических процессов.
– Не секрет, что у ГК «Вертикаль» сильная инженерная база. Что еще отличает вас от других девелоперов?
– Каждая компания проходит свой уникальный путь развития и становления, это формирует ее особенности. Успешные компании имеют узнаваемую ДНК – набор принципов, компетенций и ценностей, которые определяют их подход к проектам. У нас эта ДНК сформирована инженерно-строительным прошлым.
– Как вы определяете архитектурную миссию компании?
– Наши проекты должны иметь свой характер и узнаваемое лицо, соответствовать своей локации и становиться частью архитектурной истории города. Для нас девелопмент – не просто создание квадратных метров, а среда, которая меняет качество жизни. Мы строим дома, в которых готовы поселить своих детей. Это о многом говорит. Для нас красота начинается там, где функциональность становится эстетикой. Дом должен не просто стоять: он должен «лечить» городскую среду. Для меня хороший девелопер – тот, кто думает, что будет с домом через 30 лет. Поэтому мы не просто строим, а создаем наследие.
– Вы делаете ставку не на масштабы, а на проработку. Это стратегия или необходимость?
– Определенно – стратегия. Мы за создание нишевого продукта ограниченного предложения, который имеет безусловную ценность.
– Говорят, первый проект самый показательный. С какими неожиданностями вы столкнулись при создании ЖК «Наследие»?
– Неожиданным был, пожалуй, масштаб позитивного отклика, с которым рынок встретил наш проект: мы были скромнее в своих ожиданиях. С точки зрения внутренних процессов проект реализовался как слаженный механизм швейцарских часов. Если и есть, что изменить, разве что шире сделать въезд в паркинг. Самое главное в реализации проекта – понимать, для кого ты его создаешь. Наш клиент является главной фигурой в процессе, и они это чувствуют, поэтому нам и удается завоевывать доверие и симпатию. Сегодня мы оглядываемся на «Наследие» с гордостью и чувством отлично выполненной работы.
– Чем второй проект ЖК «Знатный» отличается от ЖК «Наследие»?
– Девелопмент развивается, и каждый следующий проект отличается, но в большей степени в деталях. Мы сохранили лучшее, что имело отклик у покупателей ЖК «Наследие», – низкая плотность квартир в секциях и на этаже, увеличенная высота потолка от 2,9 до 3,05 метра, увеличенные оконные проемы, квартиры с террасами. Сюда же отнесу уже ставшее фирменным благоустройство внутреннего двора и архитектура фасада с применением клинкерного кирпича – кстати, в случае с проектом «Знатный» еще и терракотой в светлых тонах, которая была выбрана для облегчения визуального восприятия фасада.
Также во втором проекте мы усилили инженерные решения. Предусмотрели многоступенчатую систему очистки горячей и холодной воды, расширили систему умного дома и сделали фактически безключевой путь от паркинга до квартиры. Поработали с общественными пространствами: сделали 2 террасы для жителей дома на верхних этажах и особенный соседский центр в партнерстве с нашими друзьями – театром «Сказкин Дом». С девелоперской точки зрения главное отличие в том, что ЖК «Знатный» просто создается в другое время.

– А как изменилась себестоимость строительства?
– Тут секретов нет. Все девелоперы сталкиваются с одними и теми же факторами: ростом фонда оплаты труда, а с ним и дефицитом рабочей силы, стоимостью проектного финансирования, инфляцией, объемом социальных обязательств. Все это влияет на стоимость строительства в равной степени и, как следствие, повышает стоимость квадратного метра для потребителя. В таких условиях особенно важно, как девелопер управляет этой себестоимостью без потери качественных характеристик, имеющих потребительскую ценность.
– Что насчет изменений покупательских предпочтений?
– Наш подход как раз построен на понимании того, что потребитель стал более требовательным. И нам приятно работать с таким покупателем – с определенным уровнем насмотренности, с чувством прекрасного и у которого вызывает позитивные эмоции наш продукт. Наши клиенты – очень разные люди: практически все целевые аудитории, от молодых пока еще одиноких ребят до семей с маленькими детьми и пар со взрослыми детьми. Но всех их объединяет вкус и ценность комфорта. Справедливости ради отмечу, что в Санкт-Петербурге за последние годы качественно выросло требование к продукту со стороны девелоперов, это повлияло и на ожидания покупателей.
– Сейчас все компании испытывают сложности с продажами жилья. Как обстоят дела у вас?
– Соглашусь, рынок сейчас непростой из-за ограниченного количества инструментов для покупки. Но мы уверены в завтрашнем дне, поскольку интерес к недвижимости остается на высоком уровне. В марте этого года мы успешно открыли продажи в ЖК «Знатный» и продали уже почти четверть квартир. Отличный задел, чтобы дальше спокойно работать в реализуемых планах продаж. Почему так произошло? Ответ – в том, как мы работаем и что создаем.
– ЖК «Знатный» представляет собой редевелопмент. Насколько это сложнее, чем строительство на «чистом» участке?
– Для нас принципиальной разницы нет. Но мы понимаем, что сегмент, в котором мы работаем, и с теми требованиями, которые мы предъявляем к локациям, – в 90% случаев будет редевелопментом. Да, это накладывает дополнительные сложности, начиная с демонтажа существующих строений щадящими способами и заканчивая сложностями с выносом существующих инженерных сетей или правовыми особенностями статуса земли. Плюс у редевелопмента, как правило, один – уникальная локация с низкой конкуренцией. В остальном это многочисленные вызовы. Но мы умеем работать в стесненных условиях города – где другие видят минусы, мы находим возможности.

– Как находите баланс между редевеломпентом и трендовыми решениями в архитектуре и технологиях, между историческим контекстом и коммерческой эффективностью?
– Несложно. Петербург знает успешные проекты, качественно вписанные в ткань городской среды. Контекст места – это не ограничение, а ресурс, с которым можно и нужно работать. Придавать смысл проекту, вдыхая новую жизнь в когда-то угасшую локацию. Но чтобы работать с ним, нужна профессиональная команда и определенные компетенции.
– Расскажите о будущих проектах. Какие планы у компании?
– Планы есть, это точно. Работа над новыми проектами идет системно и постоянно, но говорить о них пока преждевременно. Мы очень требовательны к локациям и не можем себе позволить штамповать старты один за одним, поэтому не торопимся. Все должно происходить вовремя.
– В 2020 году вы говорили, что запуск своего девелоперского проекта – ваша мечта. Получается, мечта сбылась?
– Мечта сбывается не тогда, когда ты ее достигаешь, а когда она становится трамплином для новой!
– И последний вопрос: что для вас значит «хороший проект»?
– Хороший проект – не просто удачная инвестиция. Это устойчивый продукт, сохраняющий ценность для людей, города и бизнеса. Дом, который будет актуален и любим спустя десятилетия. Именно к этому в каждом своем проекте стремится команда ГК «Вертикаль».
Реклама / Рекламодатель и застройщик ЖК «Знатный»: ООО «СЗ «ОРБИТА» (входит в ГК «Вертикаль») / Проектная декларация на сайте наш.дом.рф