Кирилл Зуев: «Мы держим курс на дальнейшую цифровизацию стройки»
Успех масштабных инфраструктурных строек зависит не только от активности инвесторов, мастерства проектировщиков и содействия государства, но и от качественной экспертизы и технического анализа проектов на старте. О том, как экспертиза позволяет избежать ошибок в проектировании, а подчас и предотвратить катастрофы на стройке, и почему цифровизация – это не про затраты, а про экономию, рассказывает генеральный директор компании «ПУСК» («Проектное управление строительными контрактами») Кирилл Зуев.

– Какие функции ваша компания выполняет на стройке?
– У нас есть несколько направлений деятельности. Мы являемся техническим консультантом. Наша материнская компания «ВТБ Инфраструктурный холдинг» – один из крупнейших концессионеров в стране – привлекает нас, чтобы дать оценку стоимости, эффективности проекта, возможности его реализации. Таким образом, «ПУСК» имеет доступ к лучшим практикам рынка и за 12 лет работы приобрел внушительный опыт оценки и реализации федеральных и региональных проектов.
Еще одна важная функция «ПУСКа» – технический заказчик. То есть ближайший друг инвестора и заказчика строительства, их стратегический партнер, который обеспечивает выполнение технических норм и требований, помогает снизить издержки и риски ошибок в проекте. Это позволяет сократить сроки его реализации, избежать возможных переделок и конфликтных ситуаций с партнерами и контрагентами.
Третья функция – финансово-технический надзор. На начальном этапе наши специалисты помогают банку выяснить, можно ли реализовать задуманный инвестпроект, сделать это в желаемые сроки и с указанным бюджетом, какие риски могут встать на его пути и как их минимизировать.
– Случаются ли проблемы с качеством предварительной информации по объекту строительства? Например, когда на территории оказываются инженерные сети, которых там нет по документам, или неучтенный собственник участка.
– Наша задача – выявить все потенциальные риски. Чем лучше проработан проект на старте, тем меньше подводных камней появится в процессе его реализации и эксплуатации.
Например, мы работали над проектом строительства моста над небольшой речкой. По нормам нужно было закладывать в проект большую пойму на случай разлива, возводить протяженную эстакаду.
Нам рассказывали, что уже 30–40 лет речка не выходит из берегов, такие меры предосторожности излишни. Однако мы настояли на своем. Во время строительства вода в период паводка на реке поднялась выше 4 метров, что существенно превысило средние многолетние значения, то есть разлив был существенный, и заложенные нами решения оказались полностью оправданны.
– На какой стадии вы обычно подключаетесь к проекту?
– К объектам материнской компании мы стараемся подключаться на стадии создания концепции.
Но бывает, что компания приобретает проект с историей. В таком случае мы перед сделкой проводим глубокий анализ, оценивая риски, уровень проработки проекта и того, что уже сделано. Иногда исправляем то, что, на наш взгляд, не отвечает заявленным требованиям по качеству и безопасности.
Например, приходилось срубать уже установленные предыдущими исполнителями опоры инфраструктурных объектов, потому что бетон не набирал определенную прочность, и возникал риск разрушения постройки.
– Знакома ли вам проблема дефицита кадров?
– Мы стараемся удерживать и привлекать сотрудников различными инструментами, не обязательно материальными. Так, еще до пандемии в виде эксперимента ввели дистанционный комбинированный режим работы.
В результате, когда случился карантин, смогли адаптироваться к новым правилам жизни за один рабочий день, обеспечив коллективу надежные с точки зрения информационной безопасности удаленные рабочие места.
Системно обучаем сотрудников, проводим курсы повышения квалификации, качественно улучшаем уровень менеджмента. Это очень важно: то, что вы вложили в людей, многократно воздается.
– Как у вас в этом смысле построена работа с регионами? Есть ли там сложности с привлечением кадров?
– У нас есть два крупных офиса: в Петербурге и в Москве. Из столиц направляем сотрудников в регион, где реализуется тот или иной проект.
Сейчас в Уфе выступаем техническим заказчиком строительства Восточного выезда из города на автомобильную дорогу М-5 «Урал». Под этот проект создан офис. Когда работы завершатся, сотрудники будут направлены на новые проекты.
В городе Находке обеспечиваем финтехнадзор с постоянным присутствием сотрудников на проекте – НЗМУ (Находкинский завод минеральных удобрений).
Всего у нас на сегодня около 230 сотрудников. А когда я пришел в компанию в 2014 году, было всего пятеро.
– За счет чего получился такой серьезный рост?
– Первоначально компания создавалась для выполнения функций технического консультанта и технического заказчика, а остальные компетенции приросли постепенно.
В немалой степени наше расширение связано с цифровизацией: около 25% сотрудников – это разработчики. Особенно остро потребность в них возникла в 2022 году, когда из России ушли многие иностранные вендоры. Мы приняли решение отказаться от услуг сторонних разработчиков, развивать собственные компетенции.
Поэтому теперь мы выступаем и как цифровой технический заказчик – то есть используем цифровые инструменты для оптимизации процесса оказания этой услуги. У нас есть собственные IT-продукты, которые позволяют быстро, качественно анализировать объекты, чтобы все участники проекта работали с материалами, выполненными в одном и том же формате.
В частности, одна из разработанных нами информационных систем играет роль среды общих данных и предназначена для организации и автоматизации процессов на всех этапах строительства проекта, включая цифровую информационную модель (BIM). Этот наш цифровой продукт зарекомендовал себя на строительстве первого этапа Широтной магистрали скоростного движения в Петербурге – Витебской развязке ЗСД.
Мы разрабатываем IT-продукты не только для строительства, но и для эксплуатации инфраструктурных объектов. На 7–8-м участках трассы М-11 сейчас заканчивается внедрение нашего программного обеспечения с комплексом профилактических и восстановительных мер – для содержания дороги в исправном и безопасном состоянии.
– Какие преимущества вам дает собственная разработка?
– Это экономия средств, независимость от стороннего исполнителя и его условий, оперативность. Например, когда на платной дороге используется программное обеспечение, которое создано сторонней фирмой, любое изменение этой программы требует довольно много времени и денег. Причем если ты «подсел» на стороннее ПО, это уже как наркотическая игла: ты завязан на этого поставщика.
Собственная разработка позволяет избежать этих проблем. Мы можем сами адаптировать и поменять ПО в любой момент. Кроме того, наши сотрудники включены в общие процессы компании, они практически уже сами дорожники и мостовики. Поэтому лучше понимают, что именно требуется, и точнее выполняют задание.
– Как в целом вы оцениваете уровень цифровизации в строительстве? Говорят, что стройка – инертная отрасль...
– Так было в предыдущие десятилетия. Цифра глубоко проникла в стройку: создаются 3D-модели, цифровые двойники дорог, инфраструктурных, промышленных объектов. Это позволяет делать проекты наглядными, обеспечивать работу с документацией на всех этапах – от предварительной проработки до эксплуатации уже готового объекта. В цифровой модели, которая живет параллельно с реальным объектом, виден каждый элемент. Это облегчает эксплуатацию, проведение профилактических ремонтов, плановой модернизации.
Плюс общая база цифровой информации – это возможность для заказчика, подрядчика, проектировщика, проверяющих органов работать с одними и теми же актуальными данными, а значит, избежать разночтений и ошибок, когда каждый смотрит в разные версии бумажного документа.
Цифровизация в строительстве позволяет оптимизировать процессы согласования проектной, рабочей, исходно-разрешительной и технологической документации, сократить сроки, а значит, сэкономить средства.
– Какие из проектов, в которых участвует «ПУСК», можно отнести к наиболее ярким?
– Наша компания выступала техническим консультантом на участке трассы М-11 Москва – Санкт-Петербург. До подписания концессионного соглашения мы помогали «ВТБ Инфраструктурному холдингу» формировать пакет документов, анализировали всю техническую документацию.
Сейчас завершается уже упомянутый проект в Уфе, где «ПУСК» является техническим заказчиком. Это платная дорога, включающаяся тоннель, мост с эстакадой и дорожный участок. Благодаря реализации этого проекта объезд города теперь занимает не 40 минут, как раньше, а всего 15.
Такую же роль «ПУСК» играл при создании проекта Витебской развязки ЗСД в Петербурге, движение по которой полгода назад открыл по видеосвязи президент Владимир Путин. Наша работа стала одной из причин, почему столь значимый для города дорожный объект, который перераспределил трафик, идущий через центральные районы, был запущен на год раньше проектного срока. Витебская развязка оборудована нашими передовыми технологиями и цифровыми решениями, которые отвечают современным мировым трендам.
Важное социальное значение для другого региона – Удмуртской Республики – имеет еще один наш проект: строительство мостовых переходов на участке автодороги Ижевск – Сарапул – Камбарка с тремя мостами через три реки и путепроводом через четвертую. Мы вели надзор за реализацией и строительный контроль этого объекта, а на завершающей стадии ввиду обстоятельств взяли на себя еще большую ответственность – выступили генеральным подрядчиком строительства.
«ПУСК» осуществлял финтехнадзор за строительством арктического морского порта Сабетта в Карском море. Это большой и сложный проект, который предусматривал дноуглубление, укрепление берегов.
Мы выполняли финтехнадзор и функции технического консультанта при строительстве уникального парка развлечений «Остров Мечты» в Москве. Это крупнейший в Европе крытый парк развлечений.
Сегодня мы осуществляем надзор за 7 млн кв. метров жилых объектов в Москве, Петербурге и в регионах. Наши специалисты принимают участие в техническом консалтинге на объектах здравоохранения, образования, промышленного строительства по всей стране.
– Какие направления развития для компании сейчас наиболее важны?
– Мы расширяем географию присутствия, а также держим курс на дальнейшую цифровизацию стройки. Хотим быть не просто техническим заказчиком, а именно цифровым техническим заказчиком. На мой взгляд, мы уже достаточно накачали мышцы, чтобы расширить спектр своих услуг в этой роли на рынке: инфраструктурном, жилищном, промышленно-гражданском.
«НП» ДОСЬЕ
ООО «ПУСК» (входит в структуру «ВТБ Инфраструктурный холдинг») – экспертная компания, оказывающая услуги финансово-технического надзора, строительного консалтинга и цифрового технического заказчика на всех этапах реализации строительных проектов: от создания концепции и принятия инвестиционного решения до ввода объекта в эксплуатацию.
Реклама / Рекламодатель: ООО "ПУСК", ИНН 7703781103 / pmccontracts.ru