НАШ ЦИТАТНИК: «Пока ставки будут сохраняться на таком высоком уровне, россияне будут либо переносить сделки с недвижимостью, либо покупать жилье за наличные. Ипотеку будут брать только в крайних случаях и на небольшие суммы, чтобы как можно скорее закрыть долг...» Георгий Горшков

8 декабря, 09:40

Под колпаком у инноваций

14 ноября 2019 в 15:00

В Петербурге прошёл XII Международный инновационный форум, собравший более 10 000 специалистов. В его рамках состоялась панельная дискуссия «Умный город: комплексные решения от Сбербанка».

Расплатиться за товары, не имея ни наличных, ни карты, пройти на стадион без билета, а на самолёт – без посадочного талона – всё это станет возможным уже совсем скоро. Новые технологии – это, с одной стороны, очень удобно, но, с другой – немного пугает.

В Петербурге прошёл XII Международный инновационный форум, собравший более 10 000 специалистов во главе с руководителем «Роснано» Анатолием Чубайсом. Разработчики высоких технологий представили свои изобретения, часть из которых уже используется в реальном секторе экономики.

Страшный сон криминала

В рамках форума состоялась панельная дискуссия «Умный город: комплексные решения от Сбербанка». Спикерами выступали, как ясно из названия, представители IT-компаний, находящихся под патронатом крупнейшего банка страны. Они рассказали, как будет выглядеть окружающая действительность через 5-10 лет. А возможно, и раньше.

«Трансформация Сбербанка в одну из ведущих мировых IT-компаний и создание собственной быстрорастущей экосистемы позволяют предложить нашим клиентам комплексные инструменты и сервисы, основанные на новейших технологиях, включая искусственный интеллект, интернет вещей, аналитику больших данных, виртуальную и дополненную реальность», – открыла дискуссию советник президента ПАО «Сбербанк» Елена Теплицкая.

В центре внимания оказались инновации, связанные с машинным распознаванием человеческого голоса и лиц. По словам директора по бизнес-развитию ГК «ЦРТ» Андрея Хрулёва, в Петербурге в рамках проекта «Безопасный город» в местах массового скопления людей (в Пулково, на Московском вокзале, в метро), а также в подъездах уже работают более тысячи камер такой чёткости, что способны в буквальном смысле узнавать человека в лицо. Впрочем, пока они помогают правоохранительным органам по большей части ретроспективно – раскрывать уже совершённые преступления. Дело в том, что мало только снимать – надо ещё и анализировать снятое в центре обработки данных (ЦОД), а их пока не так много. Тем не менее в Москве камеры в метро к такому ЦОД подключены, и ежемесячно это приводит к задержанию 5-10 человек, находящихся в федеральном розыске.

«Но и в Петербурге нам есть, чем похвастаться: на входах на стадион «Газпром-арена» установлены биометрические камеры, которые просто не пустят болельщика, которому посещение матчей запрещено, даже если у него есть билет. В будущем сделаем так, что и сам билет не понадобится: система пустит человека (скажем, владельца сезонного абонемента), узнав его в лицо», – рассказал Андрей Хрулёв.

Другие примеры роботизации в нашей жизни: в столице показания счётчиков можно сообщить по телефону – искусственный интеллект всё прекрасно поймёт. А в медицинских учреждениях врачам нет необходимости вручную заносить данные в карту пациента – можно их наговаривать, а компьютер всё самостоятельно расшифрует, включая профессиональные термины. Это здорово экономит время. В Петербурге пилотный проект уже работает – в Боткинской больнице.

Селфи вместо денег

Продолжил рисовать картину недалёкого будущего исполнительный директор и сооснователь компании VisionLabs Алексей Нехаев. Фирма занимается так называемым компьютерным зрением. Если раньше основным потребителем таких разработок были спецслужбы, то теперь – и бизнес. Например, ритейлеры. Уже делаются первые робкие попытки внедрять «оплату по селфи», то есть для того, чтобы рассчитаться за покупку, надо будет просто посмотреть в камеру. Надобность в кассах тогда совсем отпадёт. К 2030 году магазины тоже будут знать постоянного покупателя в лицо и, если он достаточно лоялен, предлагать индивидуальные скидки. При этом товары необязательно нужно будет забирать самому. Можно будет заказать доставку, и дрон привезёт покупку в любую выбранную точку – вплоть до конкретной опушки в лесу, где намечен пикник.

«Наша система способна анализировать клиентский поток в торговых комплексах: определять пол и возраст (+/- два года) посетителя, понять, пришёл человек впервые или он постоянный покупатель, и даже оценить уровень его эмоционального удовлетворения от посещения. От этих данных будет отталкиваться ритейлер: менять ассортимент, ценовую и маркетинговую политику и т.д.», – подчеркнул Алексей Нехаев.

Другие способы применения новых технологий – это, к примеру, борьба с мошенниками на рынке потребительских кредитов, биометрическая система контроля доступа (не нужно прикладывать пропуск, носить ключи и т.п.), учёт рабочего времени сотрудников. А также двухфакторная авторизация персонала, что поможет бороться с утечкой информации (своё лицо ведь другому не передашь, в отличие от пароля).

«Всё это на самом деле применимо уже сейчас. А кое-что будет внедряться через год-два. Например, наши камеры уже легко определяют марку машины и её номер, это позволит организовывать полосы безостановочного движения на скоростных трассах – не надо будет даже притормаживать у пунктов оплаты проезда. Не за горами биометрические банкоматы и возможность сквозного прохода через аэропорт к своему рейсу без посадочного талона – его роль будет играть ваше лицо», – рассуждает Алексей Нехаев.

Как уже говорилось, немного тормозит светлое будущее только недостаток ЦОДов. Их создание требует основательных инвестиций. Впрочем, уже есть альтернатива – виртуальный ЦОД. Он «существует» только в облачном сервисе, не нужен ни персонал, ни помещение, ни оборудование – экономия в 30% налицо.

«После того, как удалось обеспечить высокий уровень безопасности для такого сервиса, отношение к нему поменялось в лучшую сторону. Мы, к примеру, только предоставляем клиенту допуск к ЦОДу, но больше не делаем ничего и сами вмешаться в его работу не можем. Один такой проект уже реализован: система мониторинга исполнения муниципального заказа по уборке улиц. В режиме реального времени можно следить, кто работает, а кто – не очень», – рассказал директор управления РГС SberCloud Артур Саркисов.