НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

16 мая, 20:55
15 января 2018 в 06:22

Ностальгия по БТИ

Депутаты Госдумы решили «повесить» работу по технической инвентаризации жилья на муниципалов.

Депутаты Госдумы решили «повесить» работу по технической инвентаризации жилья на муниципалов.

Думский Комитет по жилищной политике настаивает на том, чтобы законопроект о технической инвентаризации (поправки в Жилищный кодекс) был принят в весеннюю сессию.

Проблема возникла не вчера. До 1 января 2013 года действовала система государственного технического учёта: разветвленная сеть БТИ позволяла собирать, накапливать и использовать относительно достоверную информацию о количественном и качественном состоянии жилфонда, о его местонахождении, техническом состоянии, уровне благоустройства. Включая подробности: есть ванная или нет, отдельный санузел или совмещенный, тип колонки...

С начала 2013 года система БТИ была фактически упразднена, а главными стали Росреестр и кадастр. Архивы БТИ (технические паспорта) были оцифрованы и переданы в электронном виде в Росреестр. Вместе с накопившимися ошибками, не полностью и не во всех регионах. Но созданием системы мониторинга и регулярного обновления информации ни чиновники, ни депутаты не озаботились. А с 2012 года многие сведения изрядно устарели. В комитете ГД считают, что решение по БТИ «фактически привело к утрате государственного учёта жилищного фонда».

В кадастровом паспорте многих позиций в принципе нет. У муниципалов нет ни денег, ни полномочий для проведения такой работы. Проще говоря: тотальное включение жилых объектов в кадастр позволяет (с оговорками и «загогулинами») собирать налоги. Но не реализовать адекватную жилищную политику. С нежилыми объектами все еще хуже…

Росреестр пытался «повесить» заботы по техучету на Минстрой – не получилось. Разрозненные (и недостаточные) сведения постепенно накапливает Фонд капремонта. Теперь крайними пытаются сделать регионы и муниципалов.

Законопроект с поправками в ЖК прошел первое чтение в июне 2017-го. Согласно этому документу, Правительство РФ «наделяется полномочиями по утверждению порядка проведения технического обследования многоквартирных домов». Региональным властям отведена «организация и ведение архива». А собственно сбор информации об объектах недвижимости закрепляется за органами местного самоуправления.

Вопрос на засыпку: дадут ли муниципалам денег на проведение этих работ? Из любопытства можно посмотреть, как финансируется, например, не менее важная (но гораздо менее затратная) работа по определению границ. В прошлом году два пилотных региона получили по 50 млн рублей.

Инвентаризация жилой недвижимости (даже без серьезного инструментального технического обследования!) – занятие недешевое. В среднем – от 1000 до 2000 рублей за «квадрат», в зависимости от площади и сложности объекта. В Петербурге в рамках пилотных программ весьма поверхностное обследование каждого жилого дома в центре (Конюшенная и Коломна) обходилось бюджету в 0,7–1,2 млн рублей (412 зданий, 344 млн рублей). Причем результат получился неудовлетворительным.

Каждый упущенный год будет увеличивать необходимые затраты. А инвентаризацию все равно проводить придется.

В Москве с дефицитом актуальной информации о состоянии домов и квартир столкнулись при запуске программы реновации. В Петербурге – при попытке обосновать программу развития центра. В Ленобласти проблему придется решать в каждом из 217 муниципалитетов отдельно.