НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

27 декабря, 13:38

Кудрово можно сделать показательным развивающимся городом

27 февраля 2018 в 13:30

Проблемы областных пригородов Петербурга, где идет активное жилищное строительство, власти пытаются решать при участии жителей. С декабря работает Совет новостроек при губернаторе Ленобласти, уже год существует объединение активистов Кудрово. Самые больные темы – транспортная инфраструктура и благоустройство. О том, как идет диалог с властями, рассказывает Виктория Шапиро – житель Кудрово, член Общественного совета новостроек.

Шапиро Виктория
житель Кудрово, член Общественного совета новостроек

Объединению активистов Кудрово уже год. Как за это время изменилась ваша все еще деревня?
– Большая победа то, что из Кудрово убрали нелегальные маршрутки. Списанные, сломанные машины возили людей. Мы добились их ликвидации, появились ПАЗики, а чуть позже – низкопольные автобусы.

Еще пример. В течение трех лет в Кудрово работал только один детский сад, а в прошлом году, после того как мы подняли проблему, открыли сразу три. Была интересная ситуация: застройщик почему-то не сообщал, что сад введен в эксплуатацию, госстройнадзор не знал, что садик есть, следовательно, Комитет по образованию не искал персонал. Мы это все обсудили на встрече у Михаила Москвина (заместителя председателя правительства Ленобласти), в итоге садики начали открываться.

– Как так получилось? Несогласованность госмашины?
– Машина тяжелая, некоторые комитеты не очень хорошо взаимодействуют друг с другом, им сложно «замкнуть круг».

– Как организована работа активистов?
– Есть форум, на котором мы читаем о проблемах (хотя, конечно, о большинстве знаем), фильтруем адекватные и обоснованные жалобы, выносим их на «круглый стол» жителей, решаем, как разбираться. Работа уже налажена, за год мы познакомились с сотрудниками администрации в Ленобласти, знаем, кто за что отвечает. Сейчас мы часто даже не пишем писем, а просто звоним в администрацию, говорим, что есть такая-то история, надо встретиться, обсудить.

– И чиновники соглашаются на встречу?
– Практически всегда. Но они сами признают, что все забюрократизировано и делается маленькими шагами. Вот так, чтобы пришли, поговорили и решили, – это из области фантастики.

Мы, по сути, властям помогаем. Вот недавно были на приеме у депутата. Он говорит: «Готовы оплатить пешеходную дорожку, но она идет через территорию ТРК «Мега». Мы, активисты, переговоры с «Мегой» взяли на себя, нам будет проще как «народу» общаться с руководством.
Кстати, мы часто предлагаем поучаствовать в переговорах, например, с той же администрацией Петербурга. Потому что одно дело, когда приходит чиновник, а другое – когда приходят жители, которые вообще-то в городской бюджет налоги платят. Вот и ходим.

– Сейчас, на ваш взгляд, какие вопросы самые актуальные для Кудрово?  
– Главное – выезды в город. Еще – дорожные знаки и организация движения. Мы сейчас поднимаем документы по Генплану 2012 года и в соответствии с ними просим достроить дороги. Это не «хотелки», это утвержденный документ, почему он не реализуется – непонятно.

В Кудрово появился участковый, но вот опорный пункт полиции до сих пор не укомплектован, хотя помещение уже имеется.
У нас нет пешеходных дорог. Фактически мы не можем выйти в Петербург пешком безопасно и чисто. Проблема возникает из-за застройщиков, которые должны передать на баланс властям дороги, но администрация не хочет принимать необустроенные проезды. А компании не торопятся их обустроить. Такой замкнутый круг.
Нет никакой защиты для пешеходов: ни заборчиков, ни зелени. Застройщики должны высаживать деревья, но вместо них появляются газоны, на которых не растет трава из-за строительного мусора. Жители, кстати, уже проводили субботники и превращали свалки в живописные уголки.

– Много людей приходит на субботники?
– От трех до 15 человек, хотя и проводили мы их в будние дни. Хотелось бы, конечно, больше.

– Вы не только активный житель, но и молодая мама. Оцените, пожалуйста, Кудрово с этой точки зрения.
– Неплохо. Много детских площадок, много развлекательных центров, но еще не закрыта потребность в детсадах. Много первых классов в школах – даже до буквы Е доходит, и если мы начнем учиться во вторую смену, это очень плохо. Не хватает медработников, по Генплану запланированы несколько амбулаторий, а по факту работает только одна.

– Виктория, вы болеете за развитие Кудрово, тратите на общественную работу свое время. Хотя об этом районе очень неоднозначные отзывы. Вы сами планируете здесь прожить много лет?
– Мне в Кудрово нравится, его можно сделать показательным развивающимся городом. Думаю, ситуация станет лучше, когда поселение получит городской статус, сменится администрация, ну или нынешняя начнет лучше работать. Хотелось бы, чтобы она была готова к диалогу, чтобы мы видели, на что тратятся наши налоги. Пока они уходят в Заневское городское поселение.

– А вы хотите стать депутатом?
– Нет. С меня и так спрашивают, как с чиновника. Депутатом быть не хочу. Максимум – член Общественного совета, чтобы депутаты слушали местных жителей и принимали предложения, связанные с развитием района.

– Какое у вас впечатление о работе Совета новостроек?
– Рано пока говорить, было только две встречи. Большой плюс в том, что у членов Совета есть право запрашивать определенную информацию в администрации. Нас часто приглашают на встречи с профильными комитетами. Например, только на этой неделе их две, и они глобальные. На повестке – изменения в Генплан и организация новых выездов.

– Можно мастер-класс? Как общаться с чиновниками?
– Надо приходить как к своему начальнику: не просто с проблемой, а с конкретными предложениями, как ее решить. Это намного эффективнее.

– Вы на Совете новостроек поднимали вопрос об освещении Центральной улицы, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко пообещал выделить деньги. Процесс пошел?
– На Центральной улице будут ремонтировать дорожное полотно, на это выделены деньги. Но там нужен свет, нужны тротуары. Дорога сейчас на балансе у Ленавтодора, и там тоже сложно найти средства на обустройство пешеходной инфраструктуры. Губернатор пообещал дать деньги, если дорогу примет на баланс администрация, а в администрации говорят, что Дрозденко много чего говорит... Он обещает, но не всегда выполняет.

– Вы несколько раз упоминали о градостроительной документации. Как научились хорошо в ней разбираться? У вас профильное образование?
– Нет, небольшими шагами. Начали изучать Генплан, Правила землепользования и застройки. Вносили свои замечания на публичных слушаниях. А сейчас нас приглашают на заседание областного Градостроительного совета, и мы можем напомнить, что вот, к примеру, потерялся спортивный комплекс – и тогда нам отвечают: «Ой, кажется, да...» Чтобы видеть проблемы, не нужно специального образования. Мы здесь живем. Если еще немного почитать и разобраться, все на поверхности.

Досье NSP
Виктория Шапиро, член Общественного совета новостроек при губернаторе Ленинградской области, руководитель движения активистов Кудрово, победитель конкурса общественных деятелей «Петербургский гражданин». О себе говорит, что всю жизнь была активной и вписывалась в любые мероприятия добровольно. Работает помощником директора строительной компании, сейчас в декрете, воспитывает дочь. 

В Кудрово переехала три года назад, живет в комплексе, построенном компанией «Мавис». Активно занимается спортом. Общественную деятельность считает своим новым увлечением: «Мне нравится ею заниматься, когда есть результат».

Кудрово – жилой район на границе Ленинградской области и Петербурга. Ближайшее метро – «Улица Дыбенко». В поселении уже построено более 1,3 млн кв.м, а его население оценивается  в 67 000 человек. Официально Кудрово – деревня, до 2019 года ему планируют присвоить статус города. В 2020-х власти обещают провести здесь метро. У Кудрово – типичные проблемы новых районов массовой жилой застройки: недостаток амбулаторий и прочей социальной инфраструктуры, сложности с выездом в город, нехватка зеленых насаждений.