Ностальгия по БТИ

Депутаты Госдумы решили «повесить» работу по технической инвентаризации жилья на муниципалов.

Думский Комитет по жилищной политике настаивает на том, чтобы законопроект о технической инвентаризации (поправки в Жилищный кодекс) был принят в весеннюю сессию.

Проблема возникла не вчера. До 1 января 2013 года действовала система государственного технического учёта: разветвленная сеть БТИ позволяла собирать, накапливать и использовать относительно достоверную информацию о количественном и качественном состоянии жилфонда, о его местонахождении, техническом состоянии, уровне благоустройства. Включая подробности: есть ванная или нет, отдельный санузел или совмещенный, тип колонки...

С начала 2013 года система БТИ была фактически упразднена, а главными стали Росреестр и кадастр. Архивы БТИ (технические паспорта) были оцифрованы и переданы в электронном виде в Росреестр. Вместе с накопившимися ошибками, не полностью и не во всех регионах. Но созданием системы мониторинга и регулярного обновления информации ни чиновники, ни депутаты не озаботились. А с 2012 года многие сведения изрядно устарели. В комитете ГД считают, что решение по БТИ «фактически привело к утрате государственного учёта жилищного фонда».

В кадастровом паспорте многих позиций в принципе нет. У муниципалов нет ни денег, ни полномочий для проведения такой работы. Проще говоря: тотальное включение жилых объектов в кадастр позволяет (с оговорками и «загогулинами») собирать налоги. Но не реализовать адекватную жилищную политику. С нежилыми объектами все еще хуже…

Росреестр пытался «повесить» заботы по техучету на Минстрой – не получилось. Разрозненные (и недостаточные) сведения постепенно накапливает Фонд капремонта. Теперь крайними пытаются сделать регионы и муниципалов.

Законопроект с поправками в ЖК прошел первое чтение в июне 2017-го. Согласно этому документу, Правительство РФ «наделяется полномочиями по утверждению порядка проведения технического обследования многоквартирных домов». Региональным властям отведена «организация и ведение архива». А собственно сбор информации об объектах недвижимости закрепляется за органами местного самоуправления.

Вопрос на засыпку: дадут ли муниципалам денег на проведение этих работ? Из любопытства можно посмотреть, как финансируется, например, не менее важная (но гораздо менее затратная) работа по определению границ. В прошлом году два пилотных региона получили по 50 млн рублей.

Инвентаризация жилой недвижимости (даже без серьезного инструментального технического обследования!) – занятие недешевое. В среднем – от 1000 до 2000 рублей за «квадрат», в зависимости от площади и сложности объекта. В Петербурге в рамках пилотных программ весьма поверхностное обследование каждого жилого дома в центре (Конюшенная и Коломна) обходилось бюджету в 0,7–1,2 млн рублей (412 зданий, 344 млн рублей). Причем результат получился неудовлетворительным.

Каждый упущенный год будет увеличивать необходимые затраты. А инвентаризацию все равно проводить придется.

В Москве с дефицитом актуальной информации о состоянии домов и квартир столкнулись при запуске программы реновации. В Петербурге – при попытке обосновать программу развития центра. В Ленобласти проблему придется решать в каждом из 217 муниципалитетов отдельно.

Синочкин Дмитрий Юрьевич