Что вы пожелаете новому председателю Комитета по строительству Игорю Креславскому? Работу по каким направлениям важно усилить?

Не только в Москве меняется правительство. В Петербурге новый руководитель Комитета по строительству. 

Чего бы вы пожелали Игорю Креславскому на этом посту? Какие направления в деятельности комитета вы считаете наиболее важными, работу в каких областях стоило бы усилить? Эффективна ли обратная связь между строительным сообществом и профильным органом власти? А вам когда-нибудь предлагали стать чиновником, перейти на работу в госструктуры?

Алексей Белоусов,
генеральный директор Ассоциации «Объединение строителей СПб»:

– Пожелаю, конечно, успехов на новом поприще. И чтобы новый председатель побыстрее вошёл в курс дела и начал повышать эффективность работы комитета. Если говорить о конкретике, нужно выполнить главные задачи, которые перед ним поставлены – научить работников комитета исполнять адресную инвестиционную программу в тех объёмах, которые предусмотрены бюджетом. Это напрямую связано с инвестиционным процессом в городе. Чем эффективнее тратятся бюджетные деньги, создаются социальные объекты, тем проще будет строительному комплексу реализовывать свои инвестиционные программы.
Что касается обратной связи, комитет давно перестал быть «чёрным ящиком». Связи налажены, и не думаю, что в этом отношении надо что-то менять. Во всяком случае я не слышал жалоб, что в комитет нельзя попасть, не добиться встречи с каким-то его сотрудником.
Перейти на госслужбу мне предлагали, причём не один раз. Отказывался. На то были разные причины.

Евгений Резвов,
генеральный директор АО «Строительный трест»:

– Комитет по строительству – это первый орган, отвечающий за строительство объектов социального назначения в нашем городе. От его работы зависит, как быстро Петербург пополнится удобными и красивыми школами и детскими садами. В связи с этим желаю Игорю Креславскому – терпения, сил и, конечно, плодотворной работы!
Считаю, что необходимо менять подход к строительству социальных объектов! Поскольку город не справляется с этой задачей самостоятельно, нужно упростить процедуры предоставления застройщикам участков для создания «социалки». Сейчас этот процесс очень бюрократизирован и занимает около года, иногда и больше. И, конечно, нужно установить для всех равные, прозрачные и упрощённые условия выкупа городом возведённых застройщиками социальных объектов. Только совместными усилиями города и бизнеса дефицит мест в школах и детских садах может быть преодолён в кратчайшие сроки!

Александр Лелин,
генеральный директор «Главстрой Санкт-Петербург»:

– Я знаю Игоря Креславского давно, он грамотный и амбициозный управленец, способный решать поставленные задачи. Будет очень сложно перестроить «бизнесовое» мышление на государственные подходы к управлению, но я верю, что у него получится. Зная его коммуникабельность и полное понимание проблем строительного сообщества, ожидаю более творческого подхода в решении данных проблем. Основные задачи озвучены: синхронизация строительства жилья и необходимой социальной 
инфраструктуры.

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:

– Пожелание простое: работать с пользой для города и горожан, снижать административные барьеры, не «пережимать» с социальной нагрузкой на застройщиков, обеспечивать адекватность и выполнимость градостроительных норм. Есть и задачи с точки зрения самого проектно-строительного процесса: чтобы комитет активно продвигал единый стандарт трёхмерного проектирования (BIM-проектирования) для всей строительной отрасли. В этом заложен огромный экономический потенциал. Я уверен, что Игорь и так это хорошо понимает. Другое дело, что между пониманием и реализацией – огромная разница.
Перейти на работу в госструктуры мне уже давно не предлагали. Это точно не моё.

Игорь Водопьянов,
управляющий партнёр УК «Теорема»:

– Я как узнал о назначении, позвонил Креславскому, спрашиваю: «Зачем тебе это надо? Ничего ведь на этом не выиграешь, да ещё и будешь во всём всегда виноват».
На этом месте – как и вообще в госструктурах – от конкретного человека немного зависит. Настолько там всё заколдовано. Что частный бизнес мучается, что государство само для себя строит через пень-колоду.
По-хорошему, надо передавать полномочия (и нормативные тоже) на уровень региона. А если мы пытаемся внедрить единые правила, общие и для Москвы, и для Владивостока, и для Моздока, – это путь в тупик. Приходит девелопер к чиновнику, говорит: «Вы что, с ума посходили? Это так не работает!» А ему в ответ: «Да, не работает. Но это не мы, это Москва». «Что будем делать?» – «А давайте напишем письма!» Ну, пишем. Ответа нет. Заколдовано!
Мне работу в госструктурах не предлагали. Да я бы и не пошёл. Я – человек несистемный…

Павел Андреев,
руководитель компании «Л1»:

– Игорь Креславский – профессиональный строитель. Значит, всё будет хорошо. 
Я не считаю, что в петербургском строительном комплексе (на уровне города) есть какие-то серьёзные нерешённые  проблемы. Всё более-менее прилично налажено, нужна грамотная, рутинная, повседневная работа.
Когда-то давно меня звали на госслужбу. Я отказался – это не моё.

Ольга Колганова,
директор по маркетингу компании «Хун Фу Новый Сити»:

– У нас ведь не первый строитель приходит руководить комитетом. Так что опыт есть. В отрасли так часто меняются правила, что пианисту приходится постоянно настраивать рояль. Послушаем!
На мой взгляд, важно предложить меры, которые позволили бы как-то исправить ситуацию в историческом центре. Чтобы наша любимая Коломна процветала, а не зияла пустыми окнами. Ремонтировать фасады – это хорошо, но недостаточно. Нужен дифференцированный подход: в спальных районах – свои особенности, в центре – свои.
Меня на госслужбу не приглашали. Но если вдруг – интересно было бы попробовать. На взгляд со стороны, это сложная, часто неблагодарная, но очень важная и нужная работа. 

Оксана Кравцова,
генеральный директор ГК «Еврострой»:

– Игорь Креславский – профессионал, понимает специфику строительного рынка, обладает всеми необходимыми компетенциями для управления комитетом. Главным препятствием для успешной работы этой госструктуры многие считают трудность выполнения адресной инвестиционной программы. Учитывая богатый и положительный опыт Игоря Вадимовича по строительству социальных объектов, предположу, что комитет может уже по итогам 2020-го нивелировать эту проблему. 

Михаил Ривлин,
совладелец компании «Мегалит – Охта Групп»:

– Игорь Креславский – уважаемый участник рынка, который хорошо знает нужды застройщиков. Хотелось бы пожелать ему не забывать этих знаний в новой роли и всегда помнить о тех, кто остался работать по другую сторону барьера, существующего между бизнесом и чиновниками. Как ни странно, именно с Комитетом по строительству девелоперы теперь сталкиваются всё меньше и меньше. Комстрой долгое время занимался надзором за соблюдением прав дольщиков, но после изменений в 214-ФЗ эта функция всё больше переходит к банкам. Соответственно, взаимодействие с чиновниками уменьшается. В какой-то степени наши отношения переходят к шведской модели, когда практически не имеет значения, кто займёт то или иное чиновничье кресло.
Обратная связь между девелоперским сообществом и органами власти очень сильно зависит от верховного руководства города. В современной истории Петербурга был период, когда обратной связи от чиновников практически не поступало. К счастью, он закончился, и сейчас с этим всё более-менее в порядке.
Предложений о работе в госструктурах мне никогда не поступало, да и у меня самого такого желания не возникало.

Константин Сторожев,
генеральный директор ООО «Вало Сервис»:

– Игорю Креславскому хочу пожелать терпения и мужества. Это ведь совсем другой формат, если сравнивать с предпринимательской деятельностью. Хотя я не верю, что один человек может изменить сложившуюся систему. Там важно осознавать, как готовятся, как принимаются те или иные решения. Понимать, что отчёт в контрольный срок в бюрократической системе важнее сути.
Если Генплан – выражение стратегии развития города, то руководитель комитета должен быть на втором уровне принятия решений. Сразу за губернатором.
Вот, например, есть разница между западной системой бухучёта и нашей. В западной важно объяснить налоговому инспектору, что и почему ты делал. И если по сути ты прав, даже если где-то отступил от формы — твои объяснения примут. У нас главное, чтобы всё соответствовало пунктам инструкции. Российский бизнес больше соответствует западному подходу. Власть пока нет.

Владимир Фомин,
генеральный директор «СПИК недвижимость»:

– Любые изменения, в том числе кадровые, всегда связаны с ожиданием перемен к лучшему. В Петербурге должность руководителя Комитета по строительству непростая, некоторые даже называют её «расстрельной». В нашем городе очень много нерешённых вопросов, история которых уходит чуть ли не в 2000-е. 
На мой взгляд, основных проблем три. Первая – ликвидация долгостроев, вторая – нарушение баланса строительства социальной и транспортной инфраструктуры в новых жилых массивах, третья – проблема аварийного жилья и обновления жилого фонда. Хотелось бы пожелать Игорю Вадимовичу уделить внимание именно этим направлениям, хотя остальные никто не отменял. 
Безусловно, это сложнейшая задача. Однако огромный опыт работы в частном бизнесе, на мой взгляд, позволит наладить конструктивный диалог между властью и застройщиками в лице господина Креславского. Многие вопросы взаимодействия бизнеса и чиновников до сих пор остаются нерешёнными, поэтому эффективность обратной связи здесь является ключевым фактором.

Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:

– Пожелаю, чтобы в рамках закона дали возможность работать девелоперам в центре. И ещё – чтобы Петербург не вернулся к коммуналкам, так как с каждым годом метражи квартир в новостройках становятся всё меньше. Считаю, что это движение в обратную сторону.
Комитет должен создавать правила, по которым будут играть все. И чтобы как можно меньше обходных путей, позволяющих их нарушать.
У нас норматив по парковочным местам, «социалке», озеленению и пр. идёт по старинке – от объёма жилья, а не от количества квартир. Одни считают кубические метры, а другие – тонны. Так нельзя, машина развалится.
Обратная связь с комитетом тоже требует улучшения, хочется более тесного взаимодействия чиновников с профессионалами. Есть ощущение, что, когда обсуждали нововведения в 214-ФЗ, власти больше общались с банкирами, чем с девелоперами.
И ещё хочу пожелать, чтобы у нас не возникало проблем со строительством многоквартирных домов на землях ИЖС. Для этого нужна своевременная реакция власти.
Нет, в чиновники меня не звали, и сам никогда не рвался.

Некрасов Андрей Синочкин Дмитрий Юрьевич Касимов Халмурат Михеева Юлия