НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 23:02

Особо охраняемая приватизация

27 февраля 2020 в 22:10

Депутаты Госдумы предлагают снять ограничения на оборот участков, расположенных в населённых пунктах в границах особо охраняемых природных территорий. Но только при сохранении особого режима деятельности.

Депутаты Госдумы предлагают снять ограничения на оборот участков, расположенных в населённых пунктах в границах особо охраняемых природных территорий. Но только при сохранении особого режима хозяйственной деятельности. 

Авторы документа – председатель думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и член комитета Сергей Крючек.

Сейчас участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок по гражданскому законодательству. Государственные или муниципальные наделы в пределах прочих особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ограничены в обороте, то есть их нельзя приватизировать.

Непонятно, что делать с населёнными пунктами, которые оказались на таких территориях. Посёлки и деревни есть в 23 национальных парках, 18 государственных природных заповедниках, 12 федеральных заказниках, а также более чем в 90 природных парках. А всего в границах ООПТ насчитали более 1000 населённых пунктов. В них живут около 2 млн человек. В  силу закона они не могут стать собственниками земли под принадлежащими им жилыми и нежилыми постройками. В том числе под многоквартирными домами, которые оказались в правовом вакууме. Участки под ними обязательно должны находиться в общей долевой собственности владельцев помещений. В таких поселениях нельзя давать и бесплатные наделы многодетным.

При этом границы большинства ООПТ и находящихся в них населённых пунктов надлежащим образом не установлены и в ЕГРН не внесены. Кроме того, земельное законодательство позволяет относить такие участки и к ООПТ, и к землям населённых пунктов. Из-за этих неточностей многие наделы всё же были приватизированы. Теперь власти эти решения оспаривают, что создаёт социальную напряжённость.

При этом законодательство не содержит прямого запрета на существование населённых пунктов в ООПТ и допускает включение в такие территории частных наделов. В границах национальных парков можно владеть землёй, если деятельность собственников не оказывает негативного воздействия и не нарушает режим использования. Даже в заповедниках могут быть наделы частичного хозяйственного использования, обеспечивающие жизнедеятельность проживающих в них граждан. И создавать ООПТ можно как с изъятием частных земель, так и без этого.

Законопроект разрешает свободно приватизировать, покупать и продавать участки в населённых пунктах, находящихся в ООПТ. А хозяйственную и рекреационную деятельность можно ограничить, установив особый правовой режим частичного хозяйственного использования. Он должен учитывать защиту ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Несколько ведомств уже поддержали законопроект, разрешающий строительство, например, социальных объектов и жилых домов в национальных парках. «Зелёные» полагают, что это позволит возводить в ООПТ коммерческие объекты и легализовать уже имеющиеся там незаконные базы и особняки.

На территории Петербурга находятся 15 ООПТ. И некоторые из них были бы весьма интересны девелоперам. Например, государственные природные заказники «Юнтоловский» и «Новоорловский» или памятники природы «Дудергофские высоты» и «Комаровский берег» (на фото).

Фото: Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга