Диаметр на следствии
На ЗСД пожаловались главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.
На ЗСД пожаловались главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.
Петербургcкие депутаты-«справедливороссы» Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров направили на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина обращение с просьбой проверить соглашение Петербурга о государственно-частном партнерстве при строительстве ЗСД. Они непрозрачно намекают на должностные преступления со стороны петербургских чиновников.
Заключение соглашения о ЗСД, возможно, было сопряжено со «злоупотреблениями служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций», написали парламентарии. Во-первых, по закону договор должен оформляться как концессионное соглашение, а не как соглашение о государственно-частном партнерстве, так как в первом случае сделка регулируется федеральным законодательством, а во втором – местным. Правительство РФ даже предусмотрело открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения по ЗСД в рамках федерального закона «О концессионных соглашениях». Однако вместо этого Смольный заключил контракт на государственно-частное партнерство.
Депутаты также обращают внимание на неопределенный статус третьего участника соглашения – ОАО «Западный скоростной диаметр». Частным партнером является ООО «Магистраль Cеверной столицы», а государственным – Санкт-Петербург. При этом, не являясь органом государственной власти, ОАО «ЗСД» объявило конкурс вместе с городом. Такая неопределенность правового статуса участников соглашения и его условий, а также неясность формулировок является коррупциогенным фактором, считают активисты.
Основной претензией к соглашению называют «компенсацию недополученной прибыли». В договоре есть пункт, по которому город обязан выплатить из бюджета компенсацию концессионеру, если его годовой доход окажется меньше обозначенного в контракте. Эти условия парламентарии считают «дискриминационными, кабальными и заведомо невыгодными для города», а сам пункт договора – нарушающим законные интересы горожан. Только в 2016 году платеж бюджета по этой статье составил порядка 4,5 млрд руб. Сумма сравнима с совокупными расходами по отрасли «Жилищное хозяйство», предусматривающей проектирование и строительство многоквартирных домов, и с расходами по сохранению и развитию исторического центра в 2015-2017 гг. (5,5 млрд руб.), подсчитали депутаты. Но сверх этой суммы в 2016 году ОАО «ЗСД» получило из бюджета 2,24 млрд руб. Между тем федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера лишь в том случае, если его положение ухудшается в связи с изменениями федерального законодательства, которые происходят уже после заключения соглашения.
Еще одно нарушение: северный участок ЗСД был построен за счет бюджета, а не вложений инвестора. И, кстати, он проходит не там, где было предусмотрено Генпланом и ПЗЗ, а со значительным отклонением на запад, в сторону заболоченной лесной территории, настаивают депутаты. Это не только привело к нарушению законодательства, но и потребовало дополнительных расходов на осушение болот.
Ну и коронный аргумент: секретность контракта с концессионером. Никому из парламентариев так и не удалось получить ни копии соглашения о ЗСД, ни документы аналогичных соглашений по магистрали «Восточный скоростной диаметр» или по проекту скоростного трамвая в Красногвардейском районе. Что возмутительно, учитывая бюджетное финансирование, считают народные избранники.