НАШ ЦИТАТНИК: «Большинство инвесторов, исключая самых прозорливых, заняли выжидательную позицию. Сейчас мы говорим не столько о снижении покупательской способности, сколько о снижении покупательской готовности совершать в условиях неопределенности крупные покупки…» Надежда Калашникова

2 октября, 22:55
6 октября 2015 в 14:44

Защита большой разрушительной силы

Объекты культурного наследия должна охранять еще одна зона — защитная. Законопроект с такой прогрессивной идеей Госдума рассмотрит в октябре.

Если этот закон пройдет, можно будет поставить крест на развитии территорий вокруг зданий-памятников, ансамблей и достопримечательных мест. Особенно в историческом центре Петербурга, где что ни дом — то памятник.

Таков первый вывод, который напрашивается при изучении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ». Его авторы предлагают установить защитную зону (ЗЗ) в радиусе 100 м от внешней границы территории объекта культурного наследия. Если речь идет об ансамбле, то радиус увеличивается в полтора раза. Для ОКН, расположенного вне населенного пункта, радиус ЗЗ — 150 и 250 м соответственно. Главное требование законопроекта: в защитной зоне нельзя строить и реконструировать объекты капитального строительства, если при этом меняются их объемно-пространственные характеристики. Получается, что нельзя реконструировать не только малоценные исторические сараи, но и постройки советского времени оказываются неприкасаемыми!

Возможна, впрочем, и другая трактовка предлагаемого документа. Далее в тексте говорится о том, что ограничения хозяйственной деятельности на участках в защитной зоне возникают с момента включения ОКН в реестр. И действуют они до разработки и утверждения проекта зон их охраны. Внимание, вопрос: запрет на строительство и реконструкцию — это и есть то самое «ограничение хозяйственной деятельности»? То есть ЗЗ — это временная категория? И если проект зон охраны уже утвержден — как, например, в Петербурге, то никакой дополнительной защитной зоны не требуется?

Почему же тогда об этом в документе не сказано прямо и однозначно? Или трактовать закон доверят региональным властям, как это произошло с новой версией ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», которая вступила в силу в январе 2015‑го. (Впрочем, в сентябре правительство утвердило новое Положение о зонах охраны ОКН — см. материал на стр. 12.)

В Петербурге этот законопроект вызывает больше вопросов, чем ответов. Но очевидно, что для Ленинградской области он грозит неминуемым коллапсом в строительстве и реконструкции близ ОКН. Зоны охраны, да и территории определены далеко не для каждого объекта. А если для него не утверждены границы территории, то ЗЗ увеличивается и устанавливают ее от внешней стены памятника или общего контура ансамбля (кстати, эти понятия тоже нуждаются в трактовке) — в населенном пункте на расстоянии 200 м, вне его — 300 м.