Разрешения издалека
В Петербурге и Ленобласти стройки работают при соблюдении мер предосторожности. Но девелопмент – непрерывный процесс, и вводя один объект, компания должна начинать следующий. А вот с подготовкой новых проектов могут возникнуть сложности.
В Петербурге и Ленобласти стройки не остановлены. Девелоперы могут работать, хоть и обязаны соблюдать меры предосторожности. Нет особых сложностей с производством и поставкой стройматериалов, как и с наличием рабочих. Однако девелопмент – это непрерывный процесс. Компания, вводя в эксплуатацию один объект, должна начинать следующий. А вот с подготовкой новых проектов могут возникнуть сложности.
Президент объявил целый месяц, а может и больше, нерабочим. Органов власти это не касается, но некоторые процедуры из-за «выходных» и противоэпидемических ограничений просто невозможны. Например, нельзя проводить публичные слушания. Так что хотя комитеты и службы Смольного работают, застройщики могут получить не все разрешения и согласования, необходимые для старта проектов.
Подальше от чиновников?
По словам заместителя председателя Комитета по строительству Евгения Барановского, для строительного блока работа с электронным документооборотом уже стала обыденностью, поэтому никаких сбоев в деятельности комитета нет. Так, заключения о соответствии проектной декларации застройщики могут получить в онлайн-формате.
В соответствии с постановлением городского правительства, КГИОП приостановил приём физических и юридических лиц. Но направить обращение в комитет можно через электронные сервисы: Электронная приёмная на портале городской администрации, Единый портал обращений граждан, портал «Наш Санкт-Петербург». А заявления на оказание услуг принимают через портал государственных услуг Петербурга и «Единую систему строительного комплекса Санкт-Петербурга» (ЕССК). И все услуги, возможность предоставления которых предусмотрена в электронной форме, КГИОП в установленные сроки обеспечивает.
Но вот согласование проектной документации от КГИОП пока не получить: административный регламент предусматривает только бумажный носитель. В ведомстве говорят, что завершают рассмотрение актов государственной историко-культурной экспертизы, поступивших до объявления нерабочих дней, а также прошедших общественные обсуждения на сайте КГИОП. Получить эти акты заявители смогут сразу после снятия ограничений из-за коронавируса. Тогда канцелярия сможет выдавать документы на руки. Общественные обсуждения, запланированные на нерабочие дни, продолжатся с началом трудовых будней.
В комитете поясняют, что сопроводительное письмо, уведомляющее о выдаче или невыдаче задания на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, можно направить заявителю в электронной форме. Однако само задание подготавливают на бумажном носителе в двух экземплярах. И согласование задания заявителем в электронной форме не предусмотрено по причине отсутствия у него квалифицированной электронной подписи. То есть задание можно получить либо в канцелярии КГИОП, либо в МФЦ, но также только после снятия ограничительных мер. А вот разрешения на работы по сохранению памятников направляются в электронном виде.
В КГА тоже говорят, что оказывают все государственные услуги онлайн и в обычном режиме. Это выдача градостроительных планов участков, заданий на разработку проектов благоустройства, решений о подготовке документации по планировке территории, её проверка и отправка готовых документов на утверждение в городское правительство, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства и на условно-разрешённый вид использования участка или объекта и т.д. Услугу по утверждению паспортов фасадов оказывают посредством обращения в Комитет по электронной почте. Из-за эпидемии согласование архитектурно-градостроительного облика тоже переведено в электронный формат. Любое заявление, предложение (или жалобу) можно направить в комитет через «Единый портал обращений граждан».
А вот с общественными обсуждениями проблема. Но Комитет готовит поправки в городской закон, чтобы слушания можно было организовывать и проводить с использованием Интернета. Чиновники уверены: с учётом эпидемиологической обстановки это позволит участвовать в обсуждении градостроительной документации без риска для здоровья и участникам, и организаторам.
«Режим повышенной готовности повлиял на взаимодействие Службы госстройнадзора и подведомственных учреждений с застройщиками. Но не стал сдерживающим фактором при запуске или реализации проектов. По поручению Правительства РФ мы приостановили проверки в рамках регионального государственного строительного надзора за исключением тех, которые проводятся на основании сообщений о причинении вреда жизни и здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций. Мы продолжаем принимать завершённые объекты для дальнейшего ввода их в эксплуатацию», – говорит врио начальника Службы госстройнадзора и экспертизы Петербурга Вячеслав Захаров.
В Службе ещё в 2010 году внедрена система «Стройформ», с помощью которой собирают, хранят, обрабатывают и защищают всю информацию. С её помощью происходит и взаимодействие с внешними государственными информационными системами. Центр госэкспертизы с 2017-го, а Служба с 2018-го перешли на оказание госуслуг и осуществление процедур исключительно в электронном виде через «Единую систему строительного комплекса».
«По поручению губернатора мы на время прекратили приём в здании Службы. Общение с застройщиками организовано по электронной почте, а также телефонной и видеосвязи. Одним словом, Служба и подведомственные учреждения благодаря успешному подготовительному периоду перешли в режим работы онлайн», – поясняет Вячеслав Захаров.
Директор СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Ирина Косова заверила, что эксперты продолжают рассматривать проектную документацию удалённо, готовят уведомления о выявленных недостатках и заключения. Им обеспечен дистанционный доступ в ведомственную информационную систему: «Кроме того, более 30 сотрудников, находясь на рабочих местах, обеспечивают своевременный электронный приём проектов, подготовку договоров, подписание документов электронной подписью, регистрацию корреспонденции и заключений и т.п. Для решения текущих вопросов для работников еженедельно организуются видеоконференции».
«Цифра» помогает не всем
Тем не менее представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге Филипп Грибанов говорит, что согласование проектов в условиях удалённой работы проходит весьма затруднительно, особенно если речь не о типовых объектах: «Все реставрационные проекты по сути уникальны, потому и процесс согласования не может быть унифицированным и формальным. Это скорее творческая работа, требующая прямого общения проверяющих специалистов, архитекторов и заказчика. В отсутствие этого общения невозможно найти ту самую золотую середину. Я не могу сказать о полной приостановке согласований, но и простой эту ситуацию не назовёшь. Могу предположить, что застройщики ищут выход, исходя из конкретных обстоятельств: насколько срочно им необходимо то или иное согласование или разрешение. Далеко не всегда все документы нужны прямо сейчас или, как принято говорить, вчера. Допускаю, что во многих случаях наилучшим решением сейчас становится доведение проекта до наивысшей степени проработки. Это сбережёт немало времени, когда всё восстановится, и к нам вернутся привычные процедуры. У меня нет данных о скорости согласований на «удалёнке», но могу предположить, что дистанционно быстрее можно получить только отказ. Это наиболее вероятный сценарий».
Филипп Грибанов поясняет, что строго формально практически вся документация может быть предоставлена в электронном виде. Но сомневается, что хотя бы один проект прошёл свой путь только через мониторы, исключая прямое общение. Особенно если говорить о реставрационных проектах или о таких непростых градостроительных этапах, как проект планировки, который требует строгого соблюдения норм и интересов владельцев земли, расположенной в границах территории. А как это сделать дистанционно, если в начале разработки документации все интересанты даже неизвестны. Не говоря про общественные слушания, проведение которых в период карантина незаконно. «Насколько мне известно, в той или иной форме практически все комитеты и ведомства перешли на электронный документооборот. Однако надо понимать, что такие сложные процессы по щелчку не делаются. Что-то работает лучше, что-то хуже. Ситуация для всех действительно очень непростая. Нелегко приходится и застройщикам, и органам госвласти – все импровизируют. И мне очень бы хотелось поблагодарить тех чиновников, которые дома перед монитором проверяют тома проектной документации, и тех, кто остался на «боевом посту» в своём комитете, работает сейчас за десятерых», – рассуждает Филипп Грибанов. Он полагает, что не стоит искать причины замедления или невозможности пройти какой-то этап согласований в отдельно взятом чиновнике или комитете в целом. Лучше искать новые подходы в работе, быстрее адаптироваться, пересмотреть приоритетность задач, ну и, конечно, становиться сплочённее и охотнее идти навстречу друг другу: «Карантин рано или поздно пройдёт, а вот научились ли мы чему-то, это вопрос. Интересный вопрос».
В ГК «КВС» подтверждают, что работы по новым объектам продолжаются, но согласования идут сложно. С ведомствами, где есть электронный документооборот (петербургская Служба госстройнадзора, КГИОП, КГА, КИО), работа идёт через Единую систему строительного комплекса. «Но там, где такая система не выстроена, а это многие областные ведомства, приходится искать варианты – пересылать пакеты документов почтой или отправлять электронным письмом. При пересылке почтой сроки растягиваются в два-три раза. Выходом могло бы стать появление пунктов приёма документов или специальных ящиков для корреспонденции в тех ведомствах, где невозможен электронный документооборот. Мы могли бы направить документы курьером и выиграть время, которое тратится на пересылку. Но пока этого нет», – констатирует начальник отдела по работе с разрешительной документацией ГК «КВС» Кристина Чиркова.
С электронным документооборотом тоже свои нюансы. В КИО, например, в электронном виде нельзя получить новые услуги, такие как аренда участка под размещение временных дорог. В перечне сервисов ЕССК такого пока нет, и застройщики надеются, что он скоро появится.
По словам Кристины Чирковой, монополисты в Петербурге доступны для работы: «И мы благодарны тем нашим коллегам из госструктур, кто и в режиме удалённой работы продолжает штатную деятельность, готов к взаимодействию. Но вот, например, с областными монополистами дела обстоят не так радужно – нет постоянной связи, процессы затягиваются. Ряд вопросов переходит в подвешенное состояние, мы не понимаем, ведётся ли работа над документацией и в какой срок мы получим ответ». То есть основной вопрос сейчас во взаимодействии со специалистами. Доставить документы и подать заявки девелоперы могут любым удобным для ведомств способом и с соблюдением самых строгих мер безопасности. Но им не хватает хотя бы минимальной обратной связи: получены ли документы, приняты ли в работу, какой им присвоен входящий номер, все ли документы собраны или что-то нужно дослать. Стационарный телефон ведомств зачастую недоступен, альтернативных каналов связи не представлено, не всегда можно получить ответ по электронной почте. «Например, ещё 26 марта мы направили в КГА документы в электронном виде на подготовку задания по разработке элементов благоустройства и никакой обратной связи до сих пор не получили, а до инспекторов дозвониться не смогли. Не получается открыть уведомления на проведение инженерно-геологических изысканий на участках под новое строительство. Хотелось бы, чтобы специалисты были доступны хотя бы в дежурном режиме, чтобы была постоянно действующая справочная служба, которая могла сориентировать по графику работы специалистов, или аналогичная обратная связь по электронной почте. Чтобы мы понимали, на какие сроки работ нам сейчас ориентироваться», – предлагает Кристина Чиркова.
Заместитель генерального директора по развитию ГК «Полис Групп» Мария Баланкова поясняет, что с городскими органами власти можно взаимодействовать через портал госуслуг или по электронной почте. В период самоизоляции и «удалёнки» в рабочем порядке можно подать запрос, заявку в электронном виде без посещения организации. «Основная проблема для застройщиков связана с подачей пакетов документов по договорам долевого участия в бумажном виде на регистрацию в Росреестр по сделкам в Петербурге. МФЦ закрыты, они не принимают и не выдают документы и начнут работать только после снятия ограничений. Приняты временные меры по приёму документов через филиал Росреестра по предварительной записи, но так как очень много застройщиков, желающих подать документы на регистрацию, срок становится непредсказуемо долгим», – сетует Мария Баланкова. Она уверена, что о приостановке согласований по новым проектам речи не идёт. Опыт компании показывает: государственные услуги оказывают в соответствии с регламентными сроками.
Кому-то из застройщиков повезло больше. «Сейчас наши новые объекты находятся на стадии проектирования. И мы пока не сталкивались с электронным взаимодействием с профильными органами и комитетами. К моменту, когда мы будем подавать необходимые документы для согласования, вынужденные ограничения должны быть сняты, и всё вернётся в привычное русло», – надеется генеральный директор ГК «Еврострой» Оксана Кравцова.
Директор по правовым вопросам Группы RBI Роман Хохлов подтверждает, что согласования происходят удалённо, и возможности подать документы и получить согласование на бумаге нет: «Однако многие согласования и в обычной ситуации можно было получить только в электронном виде. Думаю, сложившаяся ситуация ускорит перевод всех процедур в цифровой формат. Что касается согласований по новым проектам, в отдельных сферах были сложности. Но сейчас, насколько мы можем судить, всё работает. Например, вчера мы получили два важных документа: разрешение на строительство по проекту гостиницы на Киевской ул., 5 и разрешение на ввод жилого комплекса «Биография» на Пионерской улице. Но по публичным слушаниям пока, действительно, приостановка. По нашему опыту, есть также сложности с получением согласований по проектам планировки территорий».