НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 03:59

Конкурсная приватизация

5 октября 2017 в 07:15

У Фонда имущества Петербурга могут отобрать право продавать на торгах объекты приватизации. Их, правда, и так почти нет.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства №1164 от 26.09.2017, меняющее правила реализации государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения и на торгах. Документ официально опубликован вчера и вступит в силу через неделю.

Принципиальная для Петербурга новелла – требование выбирать продавца на конкурсной основе. С момента основания в 1991 году Фонд имущества получает городские активы на реализацию целевым образом. Теперь ему придется на общих основаниях участвовать в тендерах, а Комитету имущественных отношений – их организовывать. 

Еще несколько лет назад эта новость могла бы стать сенсацией, однако в последние годы количество лотов, которые идут на аукционы в рамках приватизации, серьезно сократилось. Смольный под руководством губернатора Георгия Полтавченко предпочитает передавать недвижимость в аренду, а не в собственность. Так, по итогам прошлого года бюджет выручил от аукционов по зданиям с земельными участками, аварийным постройкам и объектам нежилого фонда около 0,56 млрд рублей (по итогам первого полугодия 2017-го – 375 млн рублей). При этом общая сумма поступлений в казну в 2016 году составила 9,05 млрд рублей. Основная часть приватизационных доходов формируется от целевого выкупа арендаторами помещений и зданий в рамках 159-ФЗ (в прошлом году эта сумма составила 6,71 млрд рублей), а также земельных участков под частными строениями (1,59 млрд рублей). «Новый регламент окажет незначительное влияние на операции Фонда имущества и лишь подтверждает правильность принятой стратегии в пользу продажи прав аренды», – комментирует генеральный директор Фонда Денис Мартюшев. По его словам, вознаграждение компании от реализации объектов приватизации на торгах по итогам первых девяти месяцев 2017-го составляет 5,2 млн рублей (из 83,6 млн рублей).

В то же время в ближайших планах города значится реализация зданий в историческом центре, которые освободятся после переезда комитетов администрации Петербурга в деловой квартал «Невская Ратуша». За эти объекты казна рассчитывает выручить от 6 млрд до 10 млрд рублей, ранее говорил г-н Мартюшев. И чтобы получить право торговать ими, Фонд должен будет выиграть городской конкурс. Впрочем, Комитет имущественных отношений имеет большой опыт подготовки документации, отсекающей от работы с казенными активами «неправильных» подрядчиков. Например, когда УФАС потребовало выбирать оценщика для выкупаемых по 159-ФЗ объектов на конкурсной основе, КИО прописал в тендерной документации такие требования к опыту подготовки аналогичных отчетов и практике отстаивания их в суде, которым соответствует только ГУП «ГУИОН». Недавно за счет серьезного демпинга госконтракт чуть не достался сторонней компании, однако Смольный все равно нашел способ оставить этот фронт работ за своим оценщиком.

В целом, в КИО пока что сохраняют спокойствие. Хотя целью постановления явно была передача прав продажи агентам, отбираемым на конкурсах (эта идея обсуждается федералами давно), формулировка итогового документа серьезно подкачала. Так, в прежней редакции Положения об организации продажи государственного или муниципального было сказано, что продавцов назначают в рамках регионального законодательства. Теперь этот пункт дополнен фразой о том, что регионы «вправе привлекать юрлиц по результатам конкурсных процедур». В Смольном трактуют документ в свою пользу: «Из текста постановления следует, что продавец регионального имущества, которым на территории Петербурга является Фонд имущества, теперь вправе привлекать к продаже госимущества сторонних лиц на конкурсной основе. Таким образом, постановление не лишает Фонд полномочий, а наоборот расширяет его возможности».

«Комитет немного лукавит. Продавцом выступает государственный орган, которым является КИО, а Фонд действует на основании агентского соглашения, то есть в чужих интересах, – комментирует Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры». – Ситуация во многом напоминает то, что было с ГУИОН, – только там претензии заявляла ФАС, а тут появилось федеральное регулирование. У Фонда имущества перспективы остаться единственным продавцом выше, так как норма касается только новых договоров. Если у Фонда договор с КИО заключен с многолетним сроком действия, то она не обязывает что-либо менять».