НАШ ЦИТАТНИК: «Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева. Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны...» Эльвира Набиуллина

27 июля, 00:58

Ангельские проблемы

5 декабря 2017 в 10:37

Научно-реставрационный совет Русского музея запретил перемещать икону «Ангел златые власы» куда бы то ни было. И реставрировать ее тоже не рекомендуется.

Как сообщила зам. Главного хранителя Русского музея Ольга Бабина, выводы и рекомендации Совета направят в Минкульт. В надежде, что на основании этого документа у чиновников будут аргументы окончательно отказать предпринимателю Сергею Шмакову и его фонду «Иваново дело» в переносе этого памятника древнерусской живописи с экспозиции в домовую церковь Михайловского замка. Напомним, несколько лет назад этот бизнесмен благодаря решению Минкультуры получил от Русского музея икону Торопецкой Божьей Матери XIV века на временное хранение в храме построенного им коттеджного поселка Княжозеро. Теперь г-н Шмаков хочет переместить в церковь Михайловского замка ещё более древнюю икону из музейного собрания, чтобы возить сюда паломников на поклонение. Минкульт, хотя и не принимал официальных решений, но планы бизнесмена поддерживал. Лишь после скандала в СМИ и обращения нескольких сотрудников музея в Прокуратуру эта поддержка прекратилась и бизнесмены перестали навещать музей. Надолго ли?

Так что созыв Совета – попытка подстраховаться от новых попыток. Реставраторы перечислили «ангельские» проблемы: на иконе многочисленные отверстия от гвоздей, трещины с тенденцией к увеличению. Главная беда – из-за поновлений иконы ещё в XVII веке на стыке разных по времени слоев лака возникло напряжение, которое усиливается при малейших изменениях температурно-влажностного режима. Так что даже снять икону со стены – это стресс, не говоря уж о ее извлечении из специальной кассеты, в которой она хранится, и транспортировке в другое место. По убеждению специалистов, проводить реставрацию тоже не следует, поскольку нельзя точно просчитать, как отреагирует древний памятник на вмешательство даже с благими целями. Сейчас за ее состоянием ведут еженедельный мониторинг, оно стабильно, и нарушать его нельзя. Даже обследование провели, не снимая икону со стены и не извлекая из кассеты, – с помощью высокоточной аппаратуры.

Конечно, есть опасения, что Минкультуры проигнорирует решение Совета, как это было, к примеру, в 2004-м, когда икону, несмотря на решение Совета, отправляли на выставку в Рим и Москву. Специалисты утверждают, что ее состояние после этих путешествий ухудшилось.