НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 20:44

Ангельские проблемы

5 декабря 2017 в 10:37

Научно-реставрационный совет Русского музея запретил перемещать икону «Ангел златые власы» куда бы то ни было. И реставрировать ее тоже не рекомендуется.

Как сообщила зам. Главного хранителя Русского музея Ольга Бабина, выводы и рекомендации Совета направят в Минкульт. В надежде, что на основании этого документа у чиновников будут аргументы окончательно отказать предпринимателю Сергею Шмакову и его фонду «Иваново дело» в переносе этого памятника древнерусской живописи с экспозиции в домовую церковь Михайловского замка. Напомним, несколько лет назад этот бизнесмен благодаря решению Минкультуры получил от Русского музея икону Торопецкой Божьей Матери XIV века на временное хранение в храме построенного им коттеджного поселка Княжозеро. Теперь г-н Шмаков хочет переместить в церковь Михайловского замка ещё более древнюю икону из музейного собрания, чтобы возить сюда паломников на поклонение. Минкульт, хотя и не принимал официальных решений, но планы бизнесмена поддерживал. Лишь после скандала в СМИ и обращения нескольких сотрудников музея в Прокуратуру эта поддержка прекратилась и бизнесмены перестали навещать музей. Надолго ли?

Так что созыв Совета – попытка подстраховаться от новых попыток. Реставраторы перечислили «ангельские» проблемы: на иконе многочисленные отверстия от гвоздей, трещины с тенденцией к увеличению. Главная беда – из-за поновлений иконы ещё в XVII веке на стыке разных по времени слоев лака возникло напряжение, которое усиливается при малейших изменениях температурно-влажностного режима. Так что даже снять икону со стены – это стресс, не говоря уж о ее извлечении из специальной кассеты, в которой она хранится, и транспортировке в другое место. По убеждению специалистов, проводить реставрацию тоже не следует, поскольку нельзя точно просчитать, как отреагирует древний памятник на вмешательство даже с благими целями. Сейчас за ее состоянием ведут еженедельный мониторинг, оно стабильно, и нарушать его нельзя. Даже обследование провели, не снимая икону со стены и не извлекая из кассеты, – с помощью высокоточной аппаратуры.

Конечно, есть опасения, что Минкультуры проигнорирует решение Совета, как это было, к примеру, в 2004-м, когда икону, несмотря на решение Совета, отправляли на выставку в Рим и Москву. Специалисты утверждают, что ее состояние после этих путешествий ухудшилось.