НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 00:52

Противоречивая розница

17 августа 2015 в 11:15

Розничный товарооборот в Петербурге за первое полугодие 2015-го, по данным Петростата, составил на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Часть ритейлоров ушла с рынка, но другие продолжают запускать точки и ищут пути для оптимизации бизнеса.

С января по июнь продукты в Петербурге подорожали на 12,1%, в Ленобласти — на 12,3%. Цены на непродовольственные товары в городе возросли на 10,7%, в области — на 9,1%, а на услуги — на 4,4 и 4% соответственно. Причем последние несколько месяцев потребительские цены в целом были стабильными. Основной скачок наблюдался в январе-феврале. Между тем реальные доходы россиян за полгода снизились на 3,1%.

Торгуем по-крупному

Среди российских регионов наш город традиционно удерживает лидерство по объему сетевой торговли, однако обороты сетевиков продолжают снижаться. Около 55% рынка приходится на магазины X5 Retail Group, «Ленты» и «О'Кея».

Ведущие позиции по выручке, как следует из отчетов ритейлоров, сохраняют сети «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group), «Магнит», «Лента».

За первое полугодие в целом по стране «Магнит» увеличил продажи на 30% (по сравнению с тем же показателем 2014-го) — до 453,7 млрд рублей. Из них во II квартале заработано 235,5 млрд.

Выручка Х5 Retail Group подросла на 27,3% — до 380,68 млрд рублей, «Ленты» — на 33,8% (до 114,9 млрд). Проблемы с развитием по-прежнему испытывает «О’Кей», выручка которого составила 74,9 млрд (всего на 4,4% больше, чем за первые шесть месяцев 2014-го).

С начала года в Петербурге открылся только один торговый центр — «Бонус» на проспекте Косыгина общей площадью 8100 кв.м. Среди «якорей» — продуктовый супермаркет SPAR (2100 кв.м) и магазин «Здоровый малыш» (1800 кв.м).

Зато перечень гипермаркетов пополнился сразу пятью точками: K-Ruoka на Шуваловском пр., 45 и в Петергофе, Leroy Merlen на проспекте Культуры (рядом с пос. Бугры), «Ряды» на Шафировском, 16, K-Ruoka в Петергофе и «Лента» на ул. Бабушкина, 125 (18-я по счету в городе). Завершается строительство продуктового дискаунтера «Ряды» и крупнейшего в Петербурге кибермаркета «Юлмарт» рядом с аэропортом Пулково. В сентябре объекты планируют сдать в эксплуатацию, еще через месяц-другой откроются двери для покупателей. Совокупные инвестиции оценены в 7 млрд рублей.

В Петербурге лучше всего обеспечены качественными торговыми площадями Приморский (свыше 20% всех ТЦ), Московский и Центральный районы. Этот рейтинг стабилен.

Счет потерь

По итогам первого полугодия доля вакантных площадей в петербургских торговых комплексах составляет 6–7%. Свободные помещения на данный момент есть во всех торговых центрах города, в том числе и в самых популярных — ТРК «Галерея» и обеих «Мегах». По наблюдениям брокеров, из «Галереи» ушли более тридцати брендов (Baldinini, Calliope, River Island, Sinequanone, Warehouse и др.).

В первую очередь проблемы испытывает fashion-сегмент. Ритейлоры одежды и обуви чаще других закрывают наименее рентабельные магазины, а в некоторых случаях и вовсе уходят с рынка. Среди таковых Seppala, Lindex, Esprit, OVS, River Island, Mexx, Gloria Jeans, Incity, Terranova. Магазин Zara закрылся на Невском пр., 62, хотя другой по-прежнему работает в Доме Мертенса. На грани полной ликвидации оказалась сеть одежды Savage.

О сокращении планов развития заявляли такие активные прежде игроки, как Befree, Love republic, Zarina, Ostin, «Спортмастер», «Адидас» и H&M. Премиум-оператор Babochka закрыл магазин Armani на Невском пр., 44 (в ТЦ «Гранд Палас»). Из 24 салонов Nike сегодня в городе осталось семь.

Есть потери и в других секторах торговли. Так, в Петербурге закрылись все магазины бытовой техники и электроники «Телемакс» и «Киберри». Сеть салонов сотовой связи «Мобил Элемент» аннулировала в июне все точки, кроме одной — на пр. Энгельса, 14 (всего у оператора было 70 салонов). В конце июля арбитраж признал банкротом ООО «Стройбаза Рыбинская маркет», одного из владельцев сети строймаркетов «Метрика».

ГК «Спецобслуживание» закрывает в общей сложности 13 магазинов, оптимизируя работу своих сетей «Здоровый малыш» и «Дети» в Петербурге, Москве и Московской области. В то же время другой оператор — «Детский мир» — открыл за полгода 26 магазинов, увеличив оборот на 36,6% (объем выручки составил 24,7 млрд рублей).

Броуновское движение

Тем не менее массового оттока арендаторов из ТЦ пока не зафиксировано, торговцы предпочитают договариваться о скидках. На свободные площади появился спрос со стороны фитнес-клубов, магазинов одежды уровня «средний минус» и спортивных товаров.

В Петербург пришли новые марки, ранее у нас не представленные: Monki, Street Burger, Tutti Frutti Frozen Yogurt. Все помещения закрывшегося фаст-фуда Carls Jr. теперь занимает сеть Hesburger, а региональная сеть общепита «Стейкбери» открылась в ТЦ «Аура». Компания «БТК девелопмент» Таймураза Боллоева запустила первый этаж универмага «У Красного моста» на углу Мойки и Гороховой.

Первый петербургский магазин японского ритейлора Uniqlo появится до конца года в ТРК «Галерея», где арендовал более 1200 кв.м. Федеральная сеть магазинов электроники «Позитроника» готовится открыть первую точку выдачи интернет-заказов на Садовой ул., 28/30.

Некоторые компании возобновили программы развития, пусть и серьезно пересмотренные, например, Sela, DNS, FixPrice, «Подружка», OLIVA, «Теремок», «Чайникофф», «Даблби». А кондитерская сеть «Север Метрополь» сняла аж три помещения на Невском — в домах 6, 78 и 90.

Запросы продуктовых операторов довольно разнообразны. Так, продуктовая сеть «Мой Мир» арендовала порядка 6400 кв.м в новом торговом комплексе «ТД Дунайский» на Московском шоссе, 7, а «Дикси» — более 400 кв.м на ул. Фрунзе, 16.

Столичная торговая компания (управляет сетью продуктовых бутиков «Глобус Гурмэ») планирует вывести на российский рынок клубные супермаркеты «Смартори», в том числе до 20 магазинов — в Петербурге. Кооператив «Семейный капитал» рассчитывает открыть в ближайшие пару месяцев два десятка продуктовых лавок (по 50–55 кв.м). У компании уже функционируют 34 точки. К тому же в июле у этого ритейлора появилось перерабатывающее производство в бывшем цеху завода «Петмол».

Некоторые сети основательно пересматривают стратегии бизнеса. Например, владельцы «Диеты-18» переходят в категорию рантье: стремятся выкупить арендуемые у города помещения, чтобы затем сдавать их в аренду. В прошлом году компания уже приватизировала по 159-ФЗ объекты на Гороховой и Народной улицах, на Лиговском.

Сеть финских универсамов PRISMA объединила работу отдела закупок с торговым домом «Интерторг» (управляет «7Я семьЯ», «ИдеЯ» и Spar), уступив вдобавок права аренды одного из супермаркетов в ТРК «Меркурий» (Колпино).

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:

– Во втором квартале в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 30% больше магазинов, чем появилось новых. Изменение структуры арендаторов — это следствие стремления управляющих ТЦ заполнить вакантные площади любыми способами, например, расширяя развлекательную зону или отдав площади под различные некоммерческие проекты. В некоторых ТЦ происходит переформатирование этажей: небольшие пустующие помещения объединяют в одно крупное, которое отдают «якорному» арендатору. В стрит-ритейле простаивают, прежде всего, встройки, собственники которых чрезмерно завышают ставку, а также объекты с существенными недостатками, связанными с планировкой или правоустанавливающими документами. Активная ротация наблюдалась во всех основных торговых коридорах города. При этом, несмотря на существенное оживление спроса, освободилось на 15% больше помещений, чем было занято.

Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт- Петербурге:

– Паники и пессимизма, наблюдавшихся в начале года, уже нет, но и веры в светлое будущее ритейлоры не приобрели. Торговые центры стараются стимулировать покупательскую активность, внедряя разные «фишки» и регулярно проводя развлекательные мероприятия. Многие собственники готовы реализовывать площади со скидкой, однако текущие проблемы рынка связаны уже не с ценой, а с отсутствием достаточного платежеспособного спроса.

Ольга Аткачис, руководитель департамента стрит-ритейла Colliers International в Санкт-Петербурге:

– Новые помещения довольно активно ищут продуктовые ритейлоры, заведения общепита, алкогольные магазины, сувенирные сети. В ближайшей перспективе в новом качестве выступят «Лента» и Prisma, которые намерены развивать формат супермаркетов. Это может создать дополнительную конкуренцию на рынке встроенных помещений и привести к росту арендных ставок на помещения соответствующего размера. От третьего квартала мы не ожидаем значительного изменения арендных ставок и большого объема сделок купли-продажи. Вряд ли активность на рынке будет высокой, поскольку в разгаре сезон отпусков.