НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

20 мая, 21:21
16 июня 2016 в 07:38

Застройщики пошли в народ

Большинство граждан воспринимают районы новостроек лишь как «место для ночлега». К таким результатам пришла в своем исследовании компания Aventica. Социальные связи здесь короткие или слабые, жильцы практически не общаются друг с другом, что повышает многие социальные риски и возможности конфликтов. Участники «круглого стола», организованного Экспертным советом по комплексному освоению территорий (КОТ) при РГУД, рассуждали о трудностях при создании культурно-образовательных центров, задача которых — познакомить жильцов и наладить взаимодействие с застройщиками и управляющими.

«Самим фактом строительства мы создаем большие сообщества людей, которым будет необходимо контачить друг с другом, — констатирует Марина Турыгина, директор по связям с общественностью ГК «РосСтройИнвест» (Петербург). — Общение с ними нельзя заканчивать на этапе передачи ключей или окончания гарантийных обязательств. Застройщикам необходимо выстраивать грамотную систему коммуникаций с жителями и создавать для них продуманные и наполненные жизнью общественные пространства».

Театралы с нашего двора
В 2013 году ГК «РосСтройИнвест» запустила при ЖК «Александр Невский» свой первый культурно-образовательный центр. Он занимает помещение в 600 кв.м. Здесь располагаются первый в Северной столице Музей Александра Невского, концертный и спортивный залы, классы для культурно-образовательных программ: робототехники, информатики, иностранных языков, творческих студий и т. д. «Целый год потребовался, чтобы преодолеть недоверие жителей дома на 1600 квартир. Сегодня здесь ежедневно работают кружки и проходят занятия для детей и взрослых. Музей организует экскурсии для жителей района, кадетов военных училищ и учеников школ со всего города. Здесь проходят научные конференции, выступают ведущие творческие коллективы Петербурга, включая Мариинский театр, театр «Буфф». Сами жители дома подают идеи для разных праздников и проводят их. Праздники отмечают как государственные, так и «внутридомовые». Центр стал точкой притяжения для всего района, а для нас это благотворительный проект, все мероприятия бесплатны для жителей», — рассказывает г-жа Турыгина. Такой подход позволил снизить негатив и наладить прямое взаимодействие жильцов и управляющей компании, добавляет она. Есть и финансовый эффект: работа центра опосредованно сказывается на результатах продаж и сдаче в аренду коммерческих площадей, улучшает имидж застройщика. «Внутри компании тоже произошли позитивные изменения: за последние два года на 24% повысилась лояльность сотрудников, многие вовлеклись в работу над этим проектом и сами участвуют в мероприятиях», — рассуждает Марина Турыгина. Компания откроет аналогичный центр в ЖК «Дом с курантами», следующим станет объект в «Городе мастеров».
«Мы реализуем собственный социальный проект — «Семья в большом городе». В нашем жилом комплексе располагается семейный центр «Багира», где мы регулярно проводим бесплатные семинары и мастер-классы для всех желающих. Специалисты разного профиля: психологи, педагоги, врачи, дизайнеры и др. — делятся полезной информацией о разных аспектах современной жизни. За два года мы провели 14 мероприятий, которые посетили более 2500 человек», — рассказывает Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation (строит в Петербурге ЖК «Триумф Парк»).

Недоверчивые соседи
Многие жильцы воспринимают подобные социальные инициативы девелоперов настороженно. Доверие в России завоевывается с трудом и требует серьезных усилий. Большинство проектов реализуются за счет застройщиков, однако постепенно их выводят на самоокупаемость. Некоторые компании делают соседские центры полностью бесплатными, а кто-то устанавливает минимальную стоимость услуг. По словам участников обсуждения, такие объекты позволяют девелоперам решить множество задач, которые в иных обстоятельствах потребовали бы больше усилий.
О новых подходах к коммерческой недвижимости рассказала Ольга Володина, директор по развитию социально-градостроительной концепции «Миниполис» компании «Сити-ХХI век»: «Почти всех девелоперов обременяет большое количество нежилых помещений. Мы частично решили задачу, создавая соседские клубы. У нас их три в разных комплексах. Компания предоставляет жильцам льготные условия и приоритетные права на аренду площадей. Их доля в структуре арендаторов составляет около 50%. Успешно функционируют несколько семейных предприятий, которые выросли как раз из этой идеи. Мы отдаем предпочтение малому и среднему бизнесу, отбираем клиентов по формату и качеству услуг, чтобы наши жильцы были довольны».
«Девелоперы берут на себя все больше социальных обязательств, закладывая в свои проекты транспортную инфраструктуру, детские сады, школы и пр. Создание «соседских клубов» — свежий тренд, логично продолжающий общую тенденцию последних лет. Это такая комбинация мастерских, залов для групповых занятий, детских комнат, библиотек, мини-кафе, организаций, которые отвечают за общедомовые праздники, и пр., — комментирует Арсений Васильев, председатель Экспертного совета по КОТ РГУД, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь». — В Советском Союзе «институт добрососедства» был очень силен, его развитию способствовали много факторов, в том числе организация досуга и консолидация сообществ. Требования потребителей к жилью сегодня постепенно меняются. При прочих равных покупатели все больше внимания обращают на благоприятную социальную среду. И в силах застройщика создать ее самостоятельно: в конечном счете это улучшает бизнес-результаты компании, способствует формированию лояльных клиентов, повышению продаж и уменьшает издержки плохого сервиса. По-моему, мы переживаем новый этап в развитии концепции жилых комплексов».