Какой самый забавный эпизод, связанный со стройкой, вы припомните?
Накануне профессионального праздника мы попросили ньюсмейкеров припомнить интересные или забавные эпизоды, связанные со стройкой. И узнали много любопытного и парадоксального: как построить школу за день, почему офисная высотка – это на самом деле пристройка к скромному гаражу, как красный байк влияет на ставку по кредиту на строительство и зачем красить забор на стройплощадке в феврале…
Александр Брега,
генеральный директор корпорации «Мегалит»:
– Я много лет в строительстве, и вокруг происходило столько историй, что уже сложно разделить байки и реальные происшествия. Но все они строятся по одному принципу, а его знание позволяет ко многим вещам в девелопменте относиться с необходимым спокойствием и выдержкой. В преддверии профессионального праздника я хотел бы поделиться этой мудростью. В строительстве всего пять стадий: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных и премирование непричастных.
Дмитрий Некрестьянов,
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:
– Забавных случаев было немало. Например, мы столкнулись с тем, что по одному из проектов были ограничения на новое строительство, но не было ограничений на реконструкцию. В результате с нашей подачи был успешно реализован вариант реконструкции одноэтажного здания туалета в семиэтажный торгово-офисный центр со встроенным помещением для общественной уборной.
Однажды при согласовании размещения мясоперерабатывающего завода от местной администрации пришёл очень эмоциональный отказ – «исключить размещение зловонючего производства колбасного цеха».
В Москве при строительстве объекта «гараж… с пристройкой» выяснилось, что по проекту к зданию одноэтажного гаража на несколько машин пристраивали неприметный 11-этажный офисный корпус.
А в Петербурге одним из достоинств новой сцены Мариинки был «воздушный переход» через Крюков канал. Однако старое здание – объект культурного наследия, и в отношении него не успели завершить все процедуры согласований. Поэтому несколько лет этот переход упирался в стену и середину окна старого здания, не доходя пару десятков сантиметров до стены, то есть был поистине воздушным.
Алексей Белоусов,
генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– В строительстве бывает много самых разных курьёзных моментов. Но меня удивляет и забавляет одна постоянная история. Все строители знают, что такое «коммерческие СРО». В таких организациях члены сталкиваются и с платными проверками, и невозможностью выйти из организации, и с банальным вымогательством денег, и много ещё чем «весёлым». Их банально и безжалостно эксплуатируют.
И все всё про это понимают, но многие упорно продолжают в такие СРО вступать. Причём есть примеры, когда, потеряв деньги в одной «коммерческой» СРО, компания идёт в другую такую же. Вот такие строительные компании, видимо, постоянно живут с чувством веселья, упрямо наступая на одни и те же грабли.
Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– В период, когда начали «рушиться» все домостроительные комбинаты, стало много недостроенных объектов, в том числе школ и детских садов от ДСК-5. Я тогда уже возглавлял госстройнадзор Петербурга. По указанию губернатора Владимира Яковлева необходимо было с мая к 1 сентября завершить и ввести в эксплуатацию школу, у которой был только фундамент. Естественно, работы шли в две, а то и в три смены. Проект дорабатывался по ходу, разрешение на строительство отсутствовало. За это генподрядчика в ходе проверок неоднократно штрафовали.
В итоге 29 августа разрешение на строительство таки оформили. А 30 августа прошла госкомиссия по приёму объекта в эксплуатацию. 1 сентября в новой школе состоялась торжественная линейка. После этого мне пришлось долго и обстоятельно объяснять прокуратуре города, как можно построить школу за один день.
Фёдор Туркин,
председатель совета директоров холдинга «РСТИ»:
– Интересный случай произошёл, когда мы только начинали строительство жилого комплекса «Александр Невский» и проводили обряд освящения стройплощадки будущего дома. Помню, что в тот день погода поначалу была к нам неблагосклонна – дождь лил как из ведра, задувал сильный ветер, сверкали молнии… Такие неприятности в целом характерны для Петербурга, но, думаю, в тот день небесная канцелярия превзошла саму себя. Несмотря ни на что, мы решили не отменять планы. И когда вышли на чин освящения, погода резко изменилась и из-за туч появилось солнце, чему немало удивились все присутствовавшие. Самое интересное, что после завершения обряда снова полил дождь.
Олег Барков,
генеральный директор ООО «ВТБ Недвижимость»:
– Один клиент, известный тогда в городе человек, в качестве оплаты за свои услуги получил квартиру от моего знакомого девелопера. Отремонтировал, вложил большие деньги в отделку. А потом выяснилось, что он перепутал подъезд: его квартира была на том же этаже, только в соседнем подъезде. Настоящий владелец квартиры отказался компенсировать затраты на отделку. Это было в начале «нулевых».
Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– Теперь я об этом могу вспоминать с улыбкой, а тогда было не до смеха. Несколько раз приходил человек, представившийся сотрудником некоего общества защиты прав потребителей. Появились сомнения, что он тот, за кого себя выдаёт, поскольку гражданин фактически вымогал деньги. Чтобы вывести его на чистую воду, пришлось привлечь службу безопасности. Было как в кино про шпионов. За мной ездила машина наружного наблюдения, на мне была прослушка, а через скрытый наушник мне сообщали, что и как делать. Мошенника удалось уличить, и потом выяснилось, что этот вымогатель пытался получить деньги не только с нашей компании.
Наталья Осетрова,
руководитель проекта города-курорта «Гатчина Гарденс»:
– Ну, женщина на стройплощадке, да ещё в руководящей должности – это ситуация по определению казусная. Как на военном корабле. Когда входишь на серьёзное совещание, коллегам-мужчинам, которые с тобой ещё не знакомы, нужно какое-то время, чтобы адаптироваться.
Недавно я возвращалась с торжественного мероприятия, задержалась, не было времени переодеться. И надо было заехать на трассу газопровода, к которому подключают наш объект. Проверить, укладываются ли в сроки. Вечер, трасса в лесу, дождь, сопровождающих нет. На трассе только рабочие на спецтехнике.
И вот в свете фар появляюсь я – вся такая в красивом платье и с зонтиком.
У них – оторопь. Они, наверное, медведю меньше бы удивились! Зато теперь при встрече улыбаются, чаем угощают, чтобы сгладить первую неловкость…
Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:
– Казусов много. Ну, например: есть объект. В городе или в области – не скажу. К объекту ведёт дорога – обычная грунтовка. Не асфальтированная. Обращаемся к администрации: «Заасфальтируйте!» Нам говорят: «В бюджете нет денег!» Хорошо, говорим, тогда мы сами, за свой счёт… А нельзя, отвечают нам, потому что имущество – государственное, это у вас самовольное строительство получится, и мы вас оштрафуем.
Год месили ухабы. Хорошо, наконец, нашёлся ответственный чиновник достаточного ранга, велел проверяющим: «Так! Две недели в эту сторону не смотреть!» Заасфальтировали, конечно. И так у нас не только с дорогами – хоть плачь, хоть смейся…
Андрей Лушников,
председатель совета директоров ГК «БестЪ»:
– Мы строили «Омега Хаус» – элитный жилой комплекс, на который получили кредитную линию. В таких случаях банк обычно приезжает на объект с инспекцией. Я тогда сам встречал представителей банка и приехал на мотоцикле – суперском красном байке. Припарковался прямо перед комиссией.
Выход был эффектный и, видимо, произвёл сильное впечатление. Потому что на следующий день банк переоценил наши риски в сторону повышения и увеличил кредитную ставку. Это обошлось мне в сумму, сопоставимую со стоимостью байка. Совет коллегам – старайтесь парковаться немного в стороне.
Пётр Кузнецов,
генеральный директор компании «Конфидент»:
– Забавный случай был на строительстве отеля Four Seasons на Исаакиевской площади, где мы выполняли работы по вентиляции. Гостиницу возводили долго, менялись подрядчики. Одним из них была компания «Интарсия». Звонит однажды мне её директор и говорит: зайдите, пожалуйста, на стройку. Причём по работе с ним я не сталкивался, обычно общался с замом. А тут он говорит: твою бригаду вентиляционщиков надо уволить. – А что случилось? – Они мне нахамили. – Подождите, разберусь… Подошёл к ребятам, и те рассказали следующее. На объект как раз завезли целую машину вентиляторов дымоудаления. Разгружали её на Вознесенском проспекте. А тут из подсобки вышел глава «Интарсии» (у него была планёрка с инвестором) и очень громко кого-то распекал по телефону, используя крепкие трёхэтажные выражения. Старший из нашей бригады подошёл к нему и предложил: «Мужик, отойди на... нам здесь надо вентиляторы сложить». В общем, принял его по лексикону за прораба или работягу.
Алексей Шаскольский,
заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
– Забавляет казус – чудную трассу «Сортавала» строят, но шумозащитные ограждения ставят почему-то против массивов леса, не у населённых пунктов. Собрал я подписи, отправил, пришёл ответ: шум в пределах нормы, поставьте двойные стеклопакеты – и будет вам счастье. Это в деревне в 150 км от Петербурга…
Елизавета Конвей,
директор департамента жилой недвижимости Colliers Internationalв Санкт-Петербурге:
– Запоминающийся эпизод на стройке был, он же самый травматичный: мой сотрудник наступил на арматуру и проколол стопу, а я сломала плечо. Но зато при встрече нам есть о чём вспомнить.
Александр Ольховский,
генеральный директор АО «ВТБ Девелопмент»:
– В начале «нулевых» мы с Николаем Вечером писали книжку про инвестиции в недвижимость. Одну из глав я набросал в виде сказки про избушку на курьих ножках. Мне казалось, что в такой форме рассуждения про жизненный цикл объекта, локацию и капитализацию будут доступнее и понятнее читателю. Рядом с рабочим столом сидел мой сын – ему тогда было 7 лет. И я на пробу решил почитать ему отрывки из этой главы – с черновиков. Он вообще-то парень непоседливый, а тут замер и слушал молча. Я дочитал, спрашиваю: «Ну как?» Он: «А дальше?»
Морали нет. То ли сложные вещи выигрывают, если их удаётся излагать в доступной форме. То ли девелопмент у нас сказочный…
Евгений Тесля,
генеральный директор компании EST Group:
– Весёлый случай – это, наверное, когда мы готовились представить в Астане проект «Зелёный квартал», претендующий на экосертификат LEED. Я прилетал в Казахстан несколько раз, проходил реальные «кастинги»: что говорить в соответствии с местными обычаями делового оборота, что надевать, как причесаться, а главное – не подавать руки при встрече... Первое, что я в итоге сделал, – это рукопожатие. Ну а как иначе, когда президент идёт навстречу. Всё в итоге прошло хорошо...
Александр Шарапов,
президент Becar Asset Management:
– Несколько лет назад я улетел в Дубай контролировать строительство нашего отеля. На календаре в тот момент был февраль. На месте я полностью погрузился в процесс, много времени проводил на строительной площадке, общался с проектировщиками. В этот момент мне приходит смс, в которой меня информируют, что районная администрация одного из районов Петербурга крайне недовольна забором, который окружает строительную площадку нашего отеля. Мне сообщили, что забор грязный, и нам предписано срочно покрасить его и привести в надлежащее состояние. Естественно, я рассержен, что на стройке неполадки, звоню руководителю строительства и жёстко требую немедленно покрасить забор. Слышу странный и невнятный ответ: «Давайте чуть позже, сейчас красить не самое время…» Удивляюсь непонятливости сотрудника и настойчиво повторяю распоряжение. На следующий день получаю фотографию и вижу, что забор не покрасили, а развернули обратной стороной. Снова гневаюсь. А меня спрашивают: «Александр Олегович, у вас какая температура?» Отвечаю: «+25, жарковато». На что сотрудник сообщает, что в Петербурге в этот момент минус 25: «Мы пытались покрасить, но краска замерзает прямо на кисти». Настолько погрузился в контекст стройки в Дубае, что забыл про российские морозы...
Дмитрий Ефремов,
руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Строительство – комплексный процесс, который предполагает серьёзный, вдумчивый подход на всех этапах от и до. Но, безусловно, есть место и юмору, и просто забавным ситуациям. Знаю случаи, когда на рабочих рендерах с изображениями новых домов или дворов проектировщики оставляли так называемые пасхалки. Это небольшие детали, которые сложно увидеть с первого раза. При обнаружении они явно выбиваются из контекста. Например, зелёные человечки или герои популярных фильмов, спокойно отдыхающие на лавочке в одном из петербургских жилых комплексов. Эти секретные фрагменты, конечно, не использовались в готовых рендерах, но коллега, обнаруживший их, не мог не улыбнуться.
Или накануне ввода в эксплуатацию можно стать свидетелем забавной картины, как уличные тренажёры, зиплайны-тарзанки или другое оборудование на площадках первыми тестируют сами строители в полной амуниции, с касками – разумеется, с соблюдением правил эксплуатации, в том числе ограничений по весу.
Всем строителям накануне профессионального праздника хотелось бы пожелать сохранять оптимизм, чувство юмора и бодрость духа.