Ритейл стареет
Более 68% торговых площадей Петербурга нуждаются в реконцепции, к 2023-му их доля вырастет до 85%.
По данным Colliers International, в Петербурге порядка 68% торговых площадей (около 1,4 млн кв.м) построено более 10 лет назад. За последние пять лет реконцепцию прошли только десять торговых центров, сообщает компания. В основном обновлению подверглись объекты старше десяти лет – это 300 000 кв.м, а также торговые центры старше пяти лет – 260 000 кв.м.
К 2023 году объём «устаревших» торговых площадей вырастет более чем в 1,7 раза – до 2,5 млн кв.м. Дело в том, что на рынке практически не появляется новых объектов, что и приводит к общему "взрослению" площадей. Так, в 2019 году в городе были открыты лишь два торговых центра общей площадью 19 400 кв.м: первая очередь Fashion House Outlet Centre (арендной площадью 11 000 кв.м) и ТЦ районного формата в составе ЖК «Солнечный город» (8400 кв.м). В 2020-м введён только мебельный центр «Кубатура» (110 000 кв.м).
Пандемия и бум онлайн-торговли вынуждают владельцев модернизировать свои объекты, однако финансовых возможностей для этого сейчас нет. «Ограничительные меры во время пандемии привели к существенному падению арендных доходов и финансово ослабили собственников торговых центров. Хотя проблема реконцепции и соответствия новым требованиям покупателей как никогда актуальна для ТЦ, сейчас ресурсов для обновления гораздо меньше. Вероятно, значительную долю «возрастных» торговых центров ждут серьёзные трудности – от потери трафика и арендаторов уже в ближайшее время до более радикальных мер в перспективе нескольких лет, например, перепрофилирования», – предполагает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Петербурге.