Квартирная выручка растёт
Продажи квартир и апартаментов в Петербурге и Ленобласти принесли девелоперам за год почти 442 млрд рублей.
Это на 11% больше, чем в 2019 году (399 млрд). При этом общий объём сделок сократился, зато цены выросли. Такие данные приводит Александр Пыпин, руководитель сервиса Dataflat.Ru. Напомним, этот сервис анализирует только розничные продажи по ДДУ и переуступке, без учёта «странных» оптовых закупок.
Частный инвестор на разнице цен, купив квартиру в начале 2020-го и продав её в конце года, мог заработать 14–16%. Что, конечно, много привлекательнее доходов от рублёвого депозита. Правда, без учёта затрат на рекламу, продвижение и регистрацию. Но такой рисковый инвестор должен был заранее знать о том, что придёт вирус, а правительство запустит программу субсидирования ипотеки. (Доля ипотечных сделок в городских новостройках выросла с 52 до 68%, в области – от 57 до 69%.) Такой прогноз в начале года никем всерьёз не рассматривался. Возможно, наиболее продвинутые и дальновидные руководствовались соображениями общего порядка: какой-нибудь катаклизм непременно случится, а сограждане на любого «чёрного лебедя» реагируют всегда одинаково. Курс ли рушится, с ОПЕК не договорились, санкции вводят – россияне бегут «инвестировать в бетон».
В начале 2021 года такая стратегия выглядит более сомнительной: как отмечают сами девелоперы, возможности дальнейшего повышения цен упираются в неуклонное снижение доходов.
Справедливости ради заметим: те же 14–15% можно было заработать, просто купив доллары в январе и продав в декабре.
Из важных тенденций первичного рынка отметим ещё одну: площадь среднестатистической квартиры в новостройке перестала сокращаться. В области даже немного увеличилась.
Мнение эксперта
«Рост выручки строительных компаний по итогам 2020 года – закономерный результат на фоне стремительного роста стоимости жилья. В такой ситуации застройщики более обеспечены финансами для возведения тех объектов, которые реализуются без счетов эскроу.
Что касается роста доли крупных застройщиков, то пока невозможно говорить ни о какой монополизации. Даже если на рынке останутся 7-10 компаний, между ними все равно будет очень серьезная конкуренция, которая позволит покупателю выбирать из ассортимента разнообразных и качественных продуктов. Небольшие компании также останутся на рынке и займутся реализацией небольших, бутиковых проектов в черте города. В любом случае, рынок не будет полностью захвачен крупными компаниями. Всегда найдется место для застройщиков, которые делают акцент не на объемах строительства, а на уникальности своих проектов. Покупатели будут иметь возможность выбрать подходящее для себя предложение. А в массовом сегменте присутствие сильных игроков станет для покупателей дополнительным плюсом, гарантируя безопасность сделки.»