Трансформация Шемякина
В клубном доме «Три Грации» на Захарьевской улице, 41 состоялся закрытый показ графических работ всемирно известного художника Михаила Шемякина под названием «Шемякин. Трансформация. Метапоиск».
Экспозиция прошла на пять дней ранее официальной премьеры в Центре Михаила Шемякина на Садовой улице и была представлена в необычном формате. Почти 50 работ маэстро были выставлены в историческом доходном доме Карла Шрейбера у Таврического сада. Это новый жилой объект, который реставрирует ГК «Еврострой».
Выставка «Шемякин. Трансформация. Метапоиск» впервые проходит в России. Треть работ ранее выставлялась только за рубежом – в музеях США и Франции. Это попытка раскрыть принцип трансформации формы и образа, который лёг в основу творческого метода Михаила Шемякина – «метафизического синтетизма» и отразился в его произведениях разных периодов. Начиная с 1960-х, ход метафизических исследований привёл художника к необходимости осмыслить природу сакральных символов разных культур и эпох. Михаил Шемякин стал экспериментировать со знаковыми формами, нащупывая их схожести и сущность.
«Трансформация – сложный процесс. Ты должен проникнуть и понять то, что хотел сказать мастер задолго до тебя, и осмыслить, но уже по-своему. Правильное осмысление, которое рождает нечто новое – новые формы, цвета, языки – это и есть настоящая трансформация. И эта выставка показывает, как я сам понимаю ключевую идею трансформации», – сказал в своём видеообращении из Франции Михаил Шемякин.
Понять, а тем более правильно, работы художника совсем непросто. Однако ГК «Еврострой» пригласила тонкого знатока творчества г-на Шемякина, искусствоведа Дмитрия Озеркова, который прочёл увлекательнейшую и познавательную лекцию. На примере одной из самых известных в Петербурге работ Михаила Шемякина – необычной скульптуры Петра I на территории Петропавловской крепости – Дмитрий Озерков показал, как и почему так странно художник порой трансформирует некоторые всем известные образы.
«В советские годы считалось, что искусство должно быть понятным каждому. В противном случае это плохое искусство. Однако это в корне неверно. Современное искусство – элитарный продукт. Оно требует внимания, изучения, определённого склада ума. И Шемякин отлично это показывает своими трансформациями, предлагая взглянуть на них с точки зрения поиска новых форм и методов», – считает Дмитрий Озерков.
После его лекции часть гостей ещё раз наведалась в мансардный этаж клубного дома, чтобы по-новому взглянуть на выставленные произведения.
«Мы очень рады, что работы гения, которого знает весь мир, экспонируются в нашем объекте. Для нас это большая честь. И это тоже в некотором смысле трансформация. Выставка проходит в доме с богатейшей историей, который будет отреставрирован и через несколько лет заживёт новой жизнью», – прокомментировала событие совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой» Оксана Кравцова.
Напомним, в конце прошлого года компания приобрела 23 из 26 квартир в известном доме на Захарьевской улице, 41, построенном по проекту архитектора Ван дер Гюхта. Размеры квартир в этом бывшем доходном доме соответствуют статусу элитного жилья – 300–350 кв.м. В каждой – от пяти до восьми комнат с залами площадью до 80 «квадратов», с печами, каминами, богатой лепниной. В январе ГК «Еврострой» приступила к реставрации регионального памятника, проект получил название «Три Грации». «Каждая квартира здесь уникальна: просторные планировки, большие окна с открыточными видами, в большинстве помещений сохранились элементы интерьера и великолепный декор. Фасады и внутренние пространства также неповторимы: кариатиды и атланты, гирлянды и вазы, эркеры, ризалиты, кованые решётки ограждений лифтов, лепнина и декоративные проёмы. Дом Карла Шрейбера, безусловно, одно из самых красивых исторических жилых зданий в центре Петербурга. И для нас первоочередной задачей будет сохранение этого объекта», – говорит Оксана Кравцова. Продажи квартир начнут во второй половине года.