«Защитой» занялась прокуратура
Прокуратура добилась проведения дополнительного расследования по СНТ «Защита».
Речь идет о двух уголовных делах. Первое – по фактам незаконной вырубки леса в Новом Токсово, «в особо крупном размере», при прокладке незаконной дороги к садоводству через муниципальные земли. Дело было возбуждено в декабре 2019 года по статье 260 УК РФ. Второй сюжет связан с возможным мошенничеством (статья 159, часть 4): присвоение 16 га муниципальной земли и незаконная продажа участков между озерами Воякоярви, Тинуксеньрви и Лассылампи. Ущерб предварительно оценивался в 210 млн рублей, дело возбуждено в марте 2020 года.
Оба дела неоднократно приостанавливались, затем, по требованию прокуратуры, возобновлялись. Сейчас их решили объединить в одно производство. Редакция NSP располагает копией ответа из прокуратуры.
История на самом деле не слишком сложная. С момента возникновения (в конце 1990-х годов) у правления СНТ «Защита» аппетитов было больше, чем законно предоставленной земли. Сейчас, после серии судов, территория садоводства официально составляет 58 га, 452 участка. Эти параметры утверждены постановлением районной администрации № 750 в феврале 2015 года. А по факту СНТ претендует на смежные участки, из состава неразграниченных федеральных земель («оборонка»), а также на муниципальные. Людям выдавали садоводческие книжки; те начали строиться. Но законно подтвердить права на участки не могут, потому что у СНТ их тоже нет. (См. арбитражное дело А56-136827/2019.)
Как следует из материалов суда, на 452 участка в «Защите» приходится 740 владельцев.
В данный момент еще одно любопытное дело рассматривается во Всеволожском суде. Юрий Мазго, дежурный советник губернатора Петербурга, подал к районной администрации и правлению СНТ «Защита» иск «об установлении границ». У г-на Мазго «в пользовании» еще с 2001 года находится участок в 12 соток, на котором он построил дом. Но собственность зарегистрировать не может. И в связи с этим требует установить границы для всего «6-го квартала» площадью 34,8 га – это часть бывшего Ржевского полигона, рядом с СНТ «Защита». Там таких домиков не один десяток...
Из этой истории возможны два выхода. Или «условным» садоводам как-то удастся легализовать свои участки и постройки, а «Защите» – доказать правомерность своих притязаний. Хотя непонятно, как это можно сделать, оставаясь в правовом поле. Или садоводство останется в установленных границах, и тогда по соседству появятся самострой и сотни обозленных граждан, которым придется сносить построенное за свой счет.
Но если примерно до середины 2010-х годов и военные, и муниципалы раздавали земли широко и не скупясь, то после отставки министра Анатолия Сердюкова вектор поменялся. Военные все чаще стремятся вернуть «подарки» обратно. И муниципальные власти также не склонны легализовать самозахваты в обход установленных процедур.
А недавний визит во Всеволожский район руководителей СК РФ и обещания пересмотреть старые дела и необоснованные отказы вывел процесс на новый виток.