НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

20 мая, 10:34
27 марта в 11:00

Турецкие мелодрамы вместо «Бэтмена». Чем кинотеатры могут заменить голливудские фильмы

NSP узнала у киноведа, как выживать кинотеатрам без американских блокбастеров в прокате.

Кинотеатры уже почти месяц живут без кассовых новинок. Фото: freepik.com

Кинотеатры выдержали пандемию – на надежде и честном слове. Но отмена голливудских блокбастеров, которые составляли до 75% российского проката, практически не оставила мультиплексам шансов.

ПРОКАТ НА ПАУЗЕ

Почти месяц отечественные кинотеатры живут без кассовых новинок. Крупнейшие голливудские студии объявили российскому зрителю международный бойкот. Первым начал Disney, к нему присоединились Warner Bros. и Sony. Затем свои релизы «на неопределенное время» приостановили Paramount и Universal. Мы уже не узнали, каков в роли «Бэтмена» Роберт Паттинсон – фильм сняли с проката за день до премьеры, не увидели «Морбиуса» с Джаредом Лето. Отложен выход в российский прокат фильма «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», а в мае поклонники комиксов Marvel, скорее всего, не дождутся сиквела «Доктора Стрэнджа».

Насколько затянется прокатная пауза, сказать сложно. Но если для зрителя сохраняется надежда увидеть фильм «когда-нибудь потом» (пусть даже не совсем легально), то для кинотеатров – это критическая ситуация. Они и так выдержали два года пандемии на внутренних резервах и на вере в то, что в итоге все вернется на круги своя. Но как выживать сейчас, когда мартовские кассовые сборы по сравнению с январскими упали более чем в 3,5 раза?

"Как раз сейчас можно найти внутренние ресурсы для того, чтобы сохранить кинотеатры, – рассказал NSP продюсер, главный редактор одного из крупнейших российских медиапроектов о кино «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов. – Но для этого нужно осознать: классическая модель проката – когда есть главная новинка недели, а вокруг нее строится весь остальной репертуар – больше не работает".

ДЕЛАТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ ШОУ

Жан Просянов печально объективен: точечное закрытие кинотеатров – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Тагиле, Пскове, других городах – это лишь первая ласточка. По его прогнозам, скоро может закрыться пятая часть всех мультиплексов, а если не принять меры, то мы лишимся половины залов.

"Это притом что у нас в стране и так не хватает экранов, – подчеркивает Жан Просянов. – Если в США 1 экран приходится на 10 тысяч человек, то у нас – 1 на 55 тысяч". 

Когда мы снова будем смотреть кино с таким увлечением – большой вопрос. Фото: freepik.com

Может ли что-то сейчас спасти отрасль? По словам эксперта, выход есть, но все будет зависеть от того, насколько компетентны команды киносетей и как они готовы привлекать зрителей.

"Надо понимать, таких сборов, к которым привыкли, в кино сейчас не будет, – рассуждает г-н Просянов. – Например, пропала связка: сходить за покупками, а между делом посмотреть какой-нибудь фильм. Так что в первую очередь под угрозой закрытия окажутся кинотеатры в торговых центрах. Сейчас зрителя нужно привлекать, делая для него шоу, – а для этого понадобятся ум и креатив".

Один из вариантов – превращать каждый показ в событие, организуя не просто сеансы, а полноценные встречи киноклубов: приглашать актеров, сценариста, режиссеров, устраивать обсуждение ленты, показывать фильм на сутки раньше, чем остальные кинотеатры, и так далее. Конечно, это не получится сделать во всех кинотеатрах. И чтобы они не закрылись, нужны будут программы по поддержке.

ГДЕ ИСКАТЬ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПРОКАТА?

По словам Жана Просянова, предположить, какой контент сейчас будет востребован, это гадать на кофейной гуще.

"Сейчас многое будет зависеть от того, насколько у киносети компетентна команда, – говорит эксперт. – Окажутся в плюсе те букеры (менеджеры кинопроката, которые оценивают запросы аудитории. – прим. ред.), кто чувствует контент, у кого были какие-либо заготовки, не относящиеся к Голливуду. До сих пор индийское или китайское кино не делало больших сборов. Но все равно стоит поглядывать в том направлении: что снимают в юго-восточных странах, Латинской Америке. Возможно, на фоне того, что у нас очень любят турецкие сериалы, есть смысл посмотреть, какие фильмы там производят".

На днях в широкий прокат снова вышли фильмы «Брат» и «Брат-2». На фото: кадр из фильма, кинокомпания «СТВ»

Идею перезапуска старых фильмов на больших экранах наш собеседник считает рабочей, но с определенными оговорками. Напомним, на днях в широкий прокат выпустили «Брата» и «Брата-2», приурочив это к юбилею фильма.

"Надо понимать, что и зачем выпускать в прокат, – говорит г-н Просянов. – Например, мне нравится идея выхода на больших экранах старых советских картин. Возможно, стоит показывать фильмы, на которые уже истекли права – все-таки хочется оставаться в легальном поле. Показывать сейчас того же «Холопа» не имеет смысла, вряд ли кто-то пойдет его смотреть, когда он уже есть в общем бесплатном доступе в хорошем качестве. То же касается культовых фильмов «Брат», «Брат-2». Чтобы выпускать их на экраны, нужно объяснить зрителю, почему их надо идти и смотреть прямо сейчас. Но для этого не придуман повод: ни нового взгляда, ни нового комментария.

Кроме того, эксперт советует кинотеатрам обратить внимание на короткий контент: веб-сериалы и короткометражные фильмы. Среди них есть талантливейшие работы, которые редко доходят до больших экранов.

"Такие фильмы можно было бы собирать в тематические альманахи и знакомить зрителей с новыми именами, – считает Жан Просянов. – Сейчас такое интересное время – можно самостоятельно анализировать, что ты хочешь посмотреть, и делать свой выбор". 

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Российский кино- и театральный критик, киновед, педагог и режиссер Алексей Гусев не дает кинотеатрам даже такого шанса. Он считает, что для них в нынешней ситуации только один вариант – закрываться.

"Повторный прокат себя не оправдает, даже если забить им кинотеатры под завязку, – говорит он. – Конечно, у каждого мультиплекса своя финансовая ситуация, но в целом проблема не решится, пока не вернется Голливуд. 75% сборов, три четверти доходов, делали эти фильмы. Как и чем замещать этот объем, непонятно".

К идее производства большего количества российского кино Алексей Гусев относится скептически. Количество в данном случае вряд ли перерастет в качество.

"Даже если предположить, что Минкульт выделит больше средств на производство фильмов, – говорит кинокритик, – это вряд ли будет бюджет в 3 раза больше нынешнего. А нам, напомню, нужно заполнить чем-то еще 75% проката. Задачка на воображение: какого качества будут низкобюджетные фильмы и соберут ли они кинозалы?"

Другой вариант, который мог бы быть, полностью перевести кинотеатры на господдержку, как было в Советском Союзе. Но г-н Гусев считает это очень плохим решением. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Чтобы дожить до нового года, нужно 10 миллиардов рублей от правительства"

4,2 млрд рублей поддержки попросила у правительства Ассоциация владельцев кинотеатров. Об этом на пресс-конференции в ТАСС рассказал участник ассоциации, глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев. По его словам, такая же сумма выделялась для поддержки отрасли в период локдауна.

"По нашим оценкам, этих денег хватит, чтобы выжить 2–3 месяца, – пояснил спикер. – Но чтобы кинотеатры дожили до нового года, нужна помощь в 10 миллиардов суммарно. Индустрия на краю пропасти, может быть потеряно все, что создавалось десятилетиями".