НАШ ЦИТАТНИК: «Эффектом Долиной могут воспользоваться нотариусы, чтобы провести законодательную инициативу о «поголовном» нотариальном удостоверении всех сделок. Прообраз ОСАГО для сделок с недвижимостью тоже исключать нельзя; государству это выгодно...» Дмитрий Щегельский

28 ноября, 12:19

Поймать баланс: есть ли альтернатива комплексному развитию территорий?

Сегодня в 11:16

Дискуссию с таким названием организовала «Недвижка», чтобы обсудить с экспертами нюансы КРТ, особенности его законодательного регулирования, судебную практику, возможности совмещения КРТ и программ поддержки граждан и бизнеса, опыт реновации территорий и сбалансированного развития.

Фото: Артем Воронцов

Участники дискуссии:  

  • Андрей Кулаков, партнер, руководитель практики специальных проектов группы Versus, сомодератор дискуссии  
  • Михаил Амосов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 
  • Станислав Шульженко, руководитель направления КРТ федерального девелопера GloraX  
  • Наиля Мухомедзянова, руководитель направления по передаче государственного жилищного фонда группы «Самолет»  
  • Александр Свинолобов, генеральный директор девелоперской компании STAVNI  
  • Юдита Григайте, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»   
  • Евгений Бондарчук, научный руководитель ООО «Центр урбанистики и градостроительства СПбГУ»     

Модераторы:  

  • Анастасия Ясинская, главный редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и сайта NSP.RU  
  • Анна Нежинская, журналист газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» и сайта NSP.RU 

Фото: Артем Воронцов для NSP.ru 

Вполне предсказуемо вопросов у участников круглого стола оказалось больше, чем ответов. Тема КРТ обсуждается на разных уровнях, волнует многих и не имеет легких решений. Реализуемые проекты сталкиваются с уймой сложностей. Однако, похоже, альтернативы комплексному развитию и правда нет. 

Эффективное развитие крупных территорий и решение масштабных городских задач, таких, например, как реновация устаревшего жилого фонда, невозможно без разумного компромисса и учета разнонаправленных интересов. Должен быть соблюден баланс финансовой привлекательности объектов для потенциального инвестора и социальной ответственности сторон. На свободных же территориях крайне важно не допустить хаотичной застройки, столь характерной для «нулевых».  

Откуда есть пошло КРТ 

Андрей Кулаков:  
— Когда мы рассуждаем о том, откуда взялась идея о комплексном развитии территорий, термин «комплексное» надо понимать как антипод слову «точечное». Получив вызов в виде точечной застройки в 1990-х и «нулевых» годах, государство стало размышлять, как эту проблему решить.  
Первым вариантом становится комплексное освоение территории (КОТ), регламентированное в Земельном кодексе. Этот институт не решал проблему расселения граждан из ветхого жилья, но позволял как-то нормировать комплексную застройку. Смысл в КОТ вкладывался достаточно простой: строить на основании проекта планировки территории (ППТ), а не просто так. При этом в тот момент инструмент ППТ отличался от нынешнего. Например, еще не было понятия нормативного проектирования, когда в рамках ППТ и при его утверждении орган власти может регламентировать: сначала строится школа и детские сады, а лишь потом — жилые дома.   
Реновация как инструмент расселения жителей из ветхого жилья появилась в Петербурге вместе с программой развития застроенных территорий (РЗТ). Это была первая попытка решить вопрос ветхого жилого фонда комплексно, внутри планировочной единицы. Однако в рамках РЗТ не были решены проблемы последнего жильца, стартового пятна и целый ряд других. 
В 2014 году на федеральном уровне формулируется другой подход: регулировать застройку через градостроительную политику, а не через политику по предоставлению земельных участков. Появляется термин «комплексное устойчивое развитие территорий» (КУРТ). Речь шла о едином инструменте, который сочетал бы механизмы РЗТ, КОТов, а также градостроительные нормы. В Петербурге, кстати, ни одного КУРТа так и не было реализовано, да и в других регионах эта схема тоже не получила широкого распространения. 
Комплексное развитие территорий (КРТ) возникает как некая вершина эволюции градостроительных механизмов в 2020 году. В законодательстве предусмотрены четыре вида КРТ, и я бы разделил их на проекты, которые реализуются по публичной инициативе и по частной инициативе. Инструмент КРТ не идеальный, но он постепенно развивается. Одно из последних изменений в законодательстве: благодаря Петербургу города федерального значения получили возможность регулировать зоны расселения в рамках КРТ жилой застройки.  
Пару слов о тех поправках в законодательство о КРТ, которые, на мой взгляд, были бы оправданны. Во-первых, нужно урегулировать сочетание КРТ и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это дало бы стабилизацию (фиксирование) градостроительных норм, которая нужна девелоперу с момента включения его проекта в КРТ и до момента получения разрешения на строительство. Сейчас заключить СЗПК возможно только после оформления разрешения на строительство.  
Второй момент — возмещение расходов на инфраструктуру (школы, детсады и т. п.) от 50% до 100% их себестоимости: в зависимости от того, какого типа обеспечивающая инфраструктура будет признана необходимой. Большинство застройщиков были бы не против вернуть хотя бы 50% затрат.    
Очень большим подспорьем могла бы стать льготная «КРТ-ипотека» (например, под 2–4%), чтобы у людей, которые выезжают из расселяемого жилья, была возможность по-настоящему улучшить жилищные условия и переехать, куда они пожелают (хотя бы и в Москву).     

1 из 2
Презентация КРТ. Андрей Кулаков, VERSUS

Станислав Шульженко:  
— Поддерживаю коллегу по поводу соглашения о защите и поощрении капиталовложений.  Инвестор сталкивается с тем, что за время разработки документации нормы (например, по обеспеченности парковочными местами) меняются. И в таких случаях органы публичной власти действуют по-разному в плане согласования проектов.  Мы с этой историей столкнулись впервые, когда реализовали проект КРТ в Нижнем Новгороде. Ситуация там следующая: вы можете заключить соглашение о СЗПК после того, как получили разрешение на строительство. Это означает, что все затраты, связанные с подготовкой проекта и с получением проектного финансирования, вы (в случае чего) не возмещаете. 
Как руководитель рабочей группы по КРТ Общественного совета при Минстрое России скажу: до конца 2025 года ожидать каких-то революций в сфере КРТ, исходя из тех законопроектов, которые рассматриваются сейчас в Госдуме, не стоит. Хотя вопросы совершенствования налогового законодательства, инструментов НДС, налоговых вычетов и обсуждались. Однако эти поправки, будучи поддержанными в Минстрое, к сожалению, не прошли после обсуждения с Минфином.  
Поэтому рассчитывать в ближайшее время на уменьшение налогового бремени инвесторам не приходится. Это константа, с которой надо жить.  

Анна Нежинская:  
— Давайте подробнее обсудим риски и особенности совмещения КРТ с другими программами: соглашением о защите капиталовложений, ГЧП, льготными займами на реставрацию… 

Андрей Кулаков:  
— Законодательство о КРТ, к сожалению, не отвечает на вопросы финансирования и способа введения бюджетных денег в такие проекты. Хотя могло бы. В таком случае КРТ заработало бы как государственно-частное партнерство. Поясню подробнее: допустим, город или муниципалитет хочет помочь застройщику со строительством школы или детского садика. Инструменты для этого ограничены. Даже если мы предусмотрим в соглашении о КРТ, что социальный объект возводит частный инвестор, а публичная сторона обязуется его выкупить, это станет нарушением 44-го федерального закона (закона о госзакупках.  — «НП»). Поскольку в этом документе предусмотрена единственная схема закупки у единственного поставщика — приобретение готовой недвижимости, а не будущей вещи.  
Нужны программы софинансирования при работе с объектами культурного наследия (ОКН) и историческими зданиями (здания в Петербурге, построенные до 1917 года. — «НП»). На мой взгляд, и здесь можно подключить режим КРТ, если синхронизировать профильное законодательство с законом о защите конкуренции. То есть дом-памятник надо передать инвестору на каком-то основании. Сейчас, если ОКН находится в публичной собственности, он будет передаваться на отдельных торгах по концессии, а не как того требует КРТ. 

1 из 7

Станислав Шульженко:  
— На примере расскажу о совмещении механизмов КРТ и регулирования объектов культурного наследия. В Нижнем Новгороде мы реализуем несколько проектов КРТ, в том числе проект ЖК «Черниговская». Мы приобрели в частную собственность территорию, включающую объекты культурного наследия регионального значения (комплекс зданий мельницы купцов Башкировых).  
В рамках проекта мы должны были реновировать эту территорию, а также перечислить денежные средства на расселение аварийного жилищного фонда и на восстановление объектов культурного наследия. Со своей стороны, администрация Нижнего Новгорода и правительство Нижегородской области обеспечивают территорию инфраструктурой, включая объекты социального назначения (школы и детсады), и выполняют берегоукрепление, что важно для Нижнего Новгорода. 
Коротко о цифрах. Проект предусматривает восстановление ОКН общей площадью порядка 20 тысяч кв. м (и стоимостью около 350 млн рублей). Расселению также подлежат примерно 2000 кв. м жилого фонда.  
Новое строительство оценивается в 127,4 тыс. кв. м. Социальная инфраструктура: два детсада на 140 мест (3675 кв. м). 
Историческая мельница Башкировых у нас по проекту преобразуется в жилье. Мы разработали проект охранной зоны (на это ушло три года), обследовали ОКН и выявили в процессе уйму подводных камней, как это обычно и бывает. Но главный вопрос заключался в возможности получения проектного финансирования. Правительство Нижегородской области и лично губернатор Глеб Никитин обратили внимание на эту проблему. Сейчас в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в 214-й ФЗ в части проектного финансирования. Речь идет о том, чтобы оно стало доступно для нежилых объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Поправки касаются самых разных инвесторов, необязательно работающих в рамках КРТ. Надеюсь, закон будет принят.  

Кто в ответе за «социалку»?  

Анна Нежинская: 
— С КРТ связана весьма противоречивая судебная практика. Предлагаю остановиться на ней более детально. 

Станислав Шульженко:  
— В судебной практике по КРТ я бы выделил несколько интересных прецедентов. Первый — так называемое Сочинское дело. Застройщик получил градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), но не успел оформить разрешение на строительство до того, как его участок попал в зону КРТ. Спор, касающийся этой коллизии, дошел до Верховного суда, позиция которого свелась к следующему: застройщик в соответствии с градостроительными принципами обязан обеспечить жилищное строительство объектами социальной инфраструктуры. Верховный суд тем самым четко ответил на вопрос: есть ли альтернатива КРТ? Девелопер в любом случае обязан обеспечить жилые новостройки социально-коммунальной и транспортной инфраструктурой. Такой механизм есть, например, в масштабных инвестиционных проектах.
Еще один прецедент: 2024 году Верховный суд рассмотрел примечательное дело в том же Краснодарском крае. Инвестор приобрел на торгах участок под застройку, где изначально не предусматривалось жилищное строительство. Территория попадала в категорию охраняемой, там была установлена транспортная зона и т. д. Почему сделка с участком состоялась, не до конца понятно. Вероятно, инвестор руководствовался неким неформальным обещанием властей внести изменения в Правила землепользования и застройки. Но вышло наоборот: режим хозяйственной деятельности для участка даже ужесточился. После этого застройщик обратился в суд, дело прошло через все инстанции, дойдя до кассации. Итог: договор аренды был признан недействующим как заключенный в нарушение законодательства. Суды сослались на то (цитирую почти дословно), что застройщик «как профессиональный участник рынка недвижимости должен был предполагать все последствия». Поэтому, взяв эту землю в аренду, он (в отличие от органа публичной власти) отвечает за последствия своих действий. По сути, риски застройщика — это его проблемы. Вопрос: ответила ли публичная власть за заключение договора аренды, который не мог быть изначально исполнен, — оставляем за скобками. 
Любопытный прецедент касается также Гатчинского района Ленобласти. Правообладатель обратился в администрацию района, чтобы заключить договор о КРТ земель сельхозназначения. Речь не шла о том, чтобы застраивать участки, которые могли пойти под «сельхозку». Инвестор представил заключение о том, что земли сельхозназначения не пригодны для такого использования и поэтому должны быть переведены в категорию земель населенных пунктов. Администрация отказала, застройщик отправился в суд и выиграл две инстанции. А вот кассация решила иначе (а затем ее позицию подтвердил и Верховный суд). Смысл такой: докажите, что органы публичной власти обязаны заключать договор о КРТ по инициативе правообладателей. Суд также счел, что заключение о невозможности использования земель по сельхозназначению в данном случае особого значения не имеет.  
Интересен спор в Кирове. Там в одном из договоров КРТ было предусмотрено, что администрация вправе отказаться от него в одностороннем порядке, если не будут внесены соответствующие изменения в Генплан и ПЗЗ. Суд решил: администрация не может включать такие условия в договор, поскольку это фактически снимает с нее ответственность за реализацию проекта КРТ, что недопустимо.  
Я много говорю о Нижегородской практике как о передовой. Там все органы публичной власти, имеющие отношение к объектам, которые создаются в рамках КРТ, участвуют в реализации проекта. Это абсолютно логично. Договор о КРТ по инициативе правообладателя — не просто медийный документ. По сути, он имеет силу решения органа публичной власти.  

Андрей Кулаков: 

— «Сочинское дело» очень известно среди юристов, которые занимаются земельным правом и сопровождают строительство. Застройщику дали понять: «Ты заранее посмотри, обеспечена ли в городе, где ты собираешься работать, вся социальная инфраструктура». Причем, на самом деле, неясно: идет ли речь о квартале, в котором запланирован проект, или о территории всего населенного пункта. Основной вывод из «Сочинского дела»: не хочешь КРТ — получи полную непредсказуемость. Сам высчитай, что и насколько у тебя обеспечено «социалкой», и ходи по лезвию, рискуя отказом в выдаче разрешения на строительство в последний момент. 
Казалось бы, в законе предусмотрена последовательность: землю купил, ГПЗУ получил, с этого момента — стабилизация правил. И если нормы поменяются, ты все равно можешь строить исходя из тех, что действовали на момент оформления ГПЗУ. Однако у юристов всегда были опасения, что на самом деле никакой стабилизации нет. «Сочинское дело» это еще раз продемонстрировало. Причем не только нет стабилизации, но и все, что касается обеспечения социальной инфраструктурой, висит на застройщике.  
Не стану утверждать, что застройщик в этой сфере ничего не должен. Вопрос в инструменте, который должен распределить бремя ответственности в части создания инфраструктуры между инвестором и государством. 
Петербургская специфика 

Михаил Амосов:  

— Мы все лето обсуждали на комиссии поправки в Правила землепользования и застройки. Они на выходе, и в декабре выйдет постановление правительства, утверждающее ПЗЗ. В них есть и зоны, зарезервированные за КРТ. Меня беспокоит, как бы эти площадки не превратились из территорий развития в территории стагнации.   
Я как депутат, например, столкнулся с такой ситуацией. В моем избирательном округе есть несколько территорий, которые вошли в программу развития застроенных территорий (РЗТ). С одной из них, насколько мне известно, застройщик работает, с двумя другими — пока нет.  Но поскольку земля зарезервирована за организацией, которая должна осуществлять реновацию, с ней ничего нельзя делать, даже элементарное благоустройство. Муниципальные власти при этом ссылаются на нецелевое расходование средств. 
В результате квартал, который давно отведен под преобразования, ни во что не преобразуется. Он деградирует. 
Есть смутное ощущение, что мы можем получить то же самое с КРТ не только жилой застройки, но и нежилой. Мы сейчас обозначили эти зоны в ПЗЗ. А что дальше?  

Евгений Бондарчук: 

— Мы были инициаторами включения двух территорий в зону КРТ нежилой застройки. И нас волнует судьба этих участков. На мой взгляд, город по этому вопросу должен проявить более сильную позицию, продемонстрировать, как он видит развитие территорий «серого пояса». Нужно создать институт в лице оператора КРТ. Это форма публично-частного партнерства, позволяющая распределять риски. 

Андрей Кулаков:  

— Инструмент КРТ нежилой застройки запускается достаточно легко, если у территории нет каких-то особенностей, связанных, например, с охраной объектов культурного наследия. Поскольку есть основание для его запуска: действующее использование территории (нежилых зданий) не соответствует актуальному градостроительному регулированию в рамках ПЗЗ.  
Важно помнить: КРТ — единственный юридический механизм, позволяющий что-то изъять из частной собственности. Если рассматривать такой комплекс недвижимости, как, например, «Красный треугольник», где сотни владельцев площадей, консенсус по определению невозможен. Тогда и требуется «сильная рука», которая объявит: фактически территория не соответствует текущему градрегулированию, а значит, мы ее реновируем.  
Вплоть до 2020 года (появления законодательного определения КРТ) вопрос был нерешаем.  

Александр Свинолобов:  

— Пожалуй, весь осознанный девелопмент в Петербурге формировался на моих глазах. Наверное, первым примером КРТ в городе можно считать намыв. В этом комплексном проекте город взял на себя определенные обязательства: в частности, разработать ППТ. И девелопер взял на себя определенные обязательства. По сути, это и есть принципы КРТ, хотя на намыве и не все сложилось так, как договаривались изначально.  
Что мы видим сейчас? Несколько застройщиков работают в квартале. Им город ставит задачу выйти на градкомиссию с единой позицией о том, где разместить «социалку» и как ее профинансировать.  
А как житель я хочу видеть, что Петербург развивается разумно и поэтапно. Объективно дома, построенные в 1950–60-х, лет через десять-двадцать придут в негодность чисто физически. И тогда город, скорее всего, столкнется с проблемой, что никаких объемов капитального строительства не хватит на реновацию этих пятиэтажек. В такой ситуации реновация может заработать по какому-то понятному алгоритму, поскольку произойдет реальное выбытие жилого фонда, которое придется замещать.   

1 из 7

Наиля Мухомедзянова: 
— Мы давно реализуем в Петербурге программу реновации (РЗТ), которая отличается от нынешнего механизма КРТ жилой застройки. Практика большая: 22 квартала, четыре договора с городом. Сложности, с которыми мы сталкиваемся, можно разделить на три блока.  
Во-первых, «синдром последнего жильца». Мы пришли к тому, что не заключаем основные договоры купли-продажи с гражданами, пока не договоримся о предстоящем переезде со всеми 100% жителей. 
Во-вторых, отсутствие стартовых пятен для входа в квартал. Зачастую невозможно разместить социальный объект или построить первый дом для переселения жителей. (В рамках программы развития застроенных территорий мы обязаны предоставлять квартиры для переезда в пределах того же квартала.) Здесь помог бы вариант, при котором стартовое пятно допустимо формировать не в пределах квартала, а, допустим, в границах муниципалитета (или соседних муниципалитетов).  
В-третьих, перманентные изменения законодательства. Например, мы столкнулись с тем, что дома, расположенные на территории кварталов РЗТ, попали в перечень объектов культурного наследия (по местному закону 820-7).  

Анастасия Ясинская: 

— Насколько это вообще реально — стопроцентное согласие жителей? Звучит как нечто недостижимое… 

Наиля Мухомедзянова: 

— Тем не менее мы реализуем проекты. Среди них есть и весьма успешные.  
Мы полностью выполнили программу в двух кварталах города — Колпино 10 и Малая Охта. В квартале Красный Кирпичник идет уже третья очередь улучшения жилищных условий граждан, они переезжают в новое жилье в пределах квартала.  Старые корпуса мы сносим: пять — в прошлом году, два дома — в этом. 
В Курортном районе еще до реализации программы мы улучшили жилищные условия 50 семьям. Среди них были и погорельцы, и люди, обитавшие в аварийных домах, которые отапливались углем.  
В этом году мы приступим к передаче в собственность города для нанимателей жилищного фонда порядка 300 квартир.   
Всего за время реализации программы мы уже улучшили жилищные условия более 1000 семей.  

Анна Нежинская: 

— Наверное, всем интересна финансовая сторона вопроса. Сколько стоит переселение жителей из одной «хрущевки»?  

Наиля Мухомедзянова: 

— Мы подсчитали, что в Сосновой Поляне на расселение стандартной «хрущевки» на четыре подъезда (80 квартир) требуется 500–600 млн, включая организацию переезда. Его мы тоже оплачиваем жителям, как и нотариальные услуги.  

Анастасия Ясинская:   

— По опыту группы «Самолет», Петербург — самый сложный город в плане реализации программ КРТ и развития застроенных территорий? 

Наиля Мухомедзянова: 

— У нас действительно есть опыт КРТ в других городах. Так, в Нижнем Новгороде проект рассчитан на 15 лет, и мы в течение двух лет уже переселили граждан из девяти домов, улучшив их жилищные условия.   
В Екатеринбурге мы работаем с компактными кварталами: в одном — семь домов, в другом — шесть. Один из них оказался с сюрпризом: это бывшее общежитие, и заявленное количество семей для улучшения жилищных условий отличалось от фактического. Расселять такие объекты, конечно, труднее. Однако в итоге все получилось, и люди переехали в современное жилье.  

Андрей Кулаков:  

— Если представить себе, что стабилизация законодательства произошла бы в 2006 году и на ход РЗТ не повлиял бы 820-й закон о культурном наследии, процент реализации ваших проектов был бы иным?  

Наиля Мухомедзянова: 

— Да, например, в квартале Нарвская застава в Петербурге мы даже успели разместить строительный городок. Но после принятия закона об охранных зонах для исторической застройки не сумели продолжить работу на этой территории. 
 
Михаил Амосов:  

— Раз речь зашла о жителях и об их позиции, хочу дополнить. Я считаю, нужно задуматься о КРТ нежилых территорий. В жилых кварталах особых перспектив у подобных проектов я, если честно, не вижу — исходя из ощущений от общения с людьми. В моем округе есть квартал 1950-х годов застройки, и там, прямо скажем, некачественное жилье. Я уже много лет депутат, и ко мне приходят люди с разными вопросами по поводу ремонта и т. п. А сейчас, когда речь идет о реновации, ситуация сложилась такая: в одном доме провели ремонт, привели в порядок места общего пользования, и жители не хотят оттуда уезжать, их все устраивает. А в другом, наоборот, люди ждут, чтобы их расселили, причем побыстрее.   
И здесь я перекину мостик к РЗТ и КРТ. В Законодательном Собрании есть консенсус: нужно положительное голосование жителей перед включением дома в программу КРТ. И здесь есть риск, что картина получится очень пестрая. Территория под застройку будет напоминать сыр с дырками, где дырки — дома, отказавшиеся от КРТ.  
И это, на мой взгляд, уже нельзя считать комплексным развитием территории. 
По моим ощущениям, в большинстве кварталов хрущевской застройки жители будут против. У них прекрасная инфраструктура вокруг: школы, поликлиники, магазины… Много зелени, плотность застройки небольшая. Я постоянно получаю соответствующие сигналы из кварталов, включенных в программу реновации.  
Отсюда и мысли о приоритете КРТ нежилой застройки. Хотя, в отличие от Москвы, земля в Петербурге в основном сосредоточена в частных руках. А это означает чересполосицу, со всеми вытекающими. 

Андрей Кулаков:  
— Когда получится «сыр с дырками» —  домами, которые не вошли в КРТ,  — застройщик в такой квартал тоже не пойдет. Ему же надо «социалку» спроектировать, а где ее разместить?  
А про стагнацию территорий я бы прокомментировал так. Действительно, когда квартал частично застроен, есть риски, но не только в этом случае. Вот, например, прецедентное дело в Петербурге: территория не застроена, но оказалась в границах КРТ. Инвестор истребовал использование земельного участка целевым образом для создания социального объекта. Ему отказали, потому что территория не соответствует «разрешенному использованию» (цитирую буквально). Дело дошло до суда, и он подтвердил: можно не предоставлять земельный участок, если он в зоне КРТ. И в этом смысле КРТ — квазирезервирование и может превратиться в инструмент стагнации.   

Станислав Шульженко: 
 
— Поддержу: есть кейс, когда оспаривается предоставление участка под объект социально-культурного назначения (в Петербурге на Дальневосточном проспекте). Верховный суд решил: раз территория накрыта зоной КРТ, то ее развитие допустимо лишь в параметрах ППТ.   

Александр Свинолобов: 

— Идеальный для девелопера вариант: город берет квартал и расселяет жителей — сам. А затем сам выставляет юридически чистый участок на торги. Инвесторы набегут! Они заплатят, чтобы купить этот квартал и застроить его хорошим жильем. Если ситуация подразумевает развитие событий: «вот товар — вот купец», я рассчитаю модель и, если она сойдется, куплю — даже задорого. Потому что мне не придется бегать и решать проблему «последнего жильца».  

1 из 7

КОТы или КРТ?  

Юдита Григайте:  
— Для нас при реализации масштабных проектов альтернативой стали КОТы.  Наша компания застраивает довольно обширный район в Янино с 2015 года — это 42 гектара.  КОТ — прекрасная возможность совершенствовать как продукт, так и вести освоение территории поэтапно, в том числе комплексно. Одно из серьезных преимуществ таких проектов: покупателям можно предложить более качественную среду зачастую по более доступной, чем при точечной застройке, цене; а у девелопера есть возможность поэтапно строить и выводить жилье на рынок в разумных объемах.  
Что касается КРТ, этот механизм еще требует доработки, а в рамках реновации застройщикам необходима бОльшая поддержка государства.  

Анастасия Ясинская:  

— Вы формируете консорциумы с другими девелоперами, работающими в пределах Янино?  

Юдита Григайте: 

— Вы про Голландскую улицу говорите? (Голландская — улица в Янино, реконструкция которой с расширением идет уже несколько лет. — «НП».)  
Мы занимаемся ее реконструкцией вместе с рядом других девелоперов.  
Делается четырехполосная дорога со светофорами и пешеходными переходами. В скором времени проект завершится, а в декабре запланировано открытие движения. Договориться о сотрудничестве по таким проектам бывает не всегда просто, но мы находим компромиссы.  

Чем помочь? 

Андрей Кулаков:  
— Давайте попробуем подвести итог, коротко высказавшись о том, какая поддержка нужна девелоперам. 
В моем представлении — нужны поправки в ФЗ-44, чтобы город мог выкупать у застройщика школы и детсады на старте проекта, как будущие вещи. Пусть за 80% себестоимости, но на старте, чтобы этот договор можно было включить в проектное финансирование.  

Станислав Шульженко: 
— Инвестору надо, чтобы его слушали и слышали. Это называется хорошая управленческая культура. Важно, чтобы в правительстве региона управления по архитектуре, по публичному имуществу и распоряжению земельными участками взаимодействовали между собой. Чтобы не возникало историй, когда продается площадка, которую нужно развивать комплексно. И еще в свете неблагоприятной демографической ситуации стоит подумать о возможностях дальнейшей эксплуатации социальной инфраструктуры, например, об использовании школ и детсадов в качестве объектов многофункционального использования (культурных центров и пр.). Это даст инвестору дополнительные возможности.  

Александр Свинолобов:  
— В Петербурге посчитать затраты на реализацию девелоперского проекта практически нереально. Я уверен на 99,9%: ни у кого из коллег не сходится на финальном этапе финансовая модель с той, которую они разработали на старте. Если речь о небольших проектах, тут еще можно что-то просчитать, а если о масштабных — фактически невозможно. И это является самой большой проблемой для девелоперов.  

Наиля Мухомедзянова:  
— Конечно, нужны налоговые льготы для участников КРТ. Необходимо решение по стартовым пятнам. Если будет больше поддержки, больше станет и желающих участвовать в таких программах.   

Евгений Бондарчук:  
— КРТ нежилой застройки — инструмент, безусловно, эффективный. Чтобы он заработал в Петербурге, не хватает лишь одного — политической воли города. Все остальное, включая законодательную базу (пусть и не идеальную), имеется. 
Работать можно.  

Глоссарий «НП» 

Ниже мы приводим значения некоторых терминов, использованных по ходу круглого стола. Мы не стремились воспроизвести юридически точные формулировки, но постарались, чтобы читателям было проще изучать публикацию. 

КРТ (комплексное развитие территорий) — застройка квартала или более крупных территорий по согласованному проекту планировки территории. Может включать или не включать расселение и снос жилья на этой территории. Механизм КРТ действует на федеральном уровне с 2020 года. Важно, что регионы принимают уточняющие законы, регулирующие местные особенности КРТ. 

РЗТ (развитие застроенных территорий) — программа, которая включает расселение и снос жилья для последующей застройки квартала по единому плану. В Петербурге при реновации жителей нужно переселить в новые дома в том же квартале (другие варианты возможны лишь по согласованию с самими жителями). Это одно из принципиальных отличий РЗТ от КРТ «хрущевок» в Петербурге. 

КОТ (комплексное освоение территорий) подразумевает создание сбалансированного проекта и застройку квартала с необходимой социальной инфраструктурой. 

СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений) — один из механизмов поощрения инвесторов. Включает возможность «заморозки» ряда условий, в том числе платежей и отчислений. Кроме того, СЗПК позволяет возмещать некоторые затраты на инфраструктуру. 

ОКН (объект культурного наследия). Этот статус может получить здание, комплекс зданий и т. п. Такие постройки запрещено сносить, а реконструкция их ограничена и требует дополнительных согласований. 

ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) — документ, в котором указаны информация о наличии сетей, ограничения на застройку участка, описываются его границы и т. п. Одна из особенностей в том, что получение ГПЗУ дает «заморозку» или «стабилизацию» указанных в нем условий и ограничений на три года: т. е. возможность проектировать и согласовывать проект по тем правилам, которые действуют на момент получения ГПЗУ. Это прописано в статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ. 

ППТ (проект планировки территории) — документ, в котором описывается план застройки квартала, включая сносимые здания, новые дороги и т. п. 

ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) — обширный документ, в котором для каждого квартала города или поселения прописаны правила: что cтроить можно, а что нельзя. Обычно представляет из себя карту (либо несколько карт) и текстовый документ.