НАШ ЦИТАТНИК: «Смена архитектурных стилей в нашу эпоху происходит стремительно. Наполеон привез из Египта стиль ампир, который жил десятилетиями. А сейчас модные дома – это опасная штука. Одежду можно выкинуть, а дом нет...» Евгений Герасимов

14 декабря, 17:09

На набережную вернулась доминанта

21 мая 2020 в 15:05

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге завершил реставрацию собора Пресвятой Троицы в киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной. Работы заняли более четырёх лет.

Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге завершил реставрацию собора Пресвятой Троицы в киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной. Работы заняли более четырёх лет.

Киновия, или «общежительный монастырь», основана в 1820 году, а церковь по проекту архитектора Григория Карпова возвели в 1864-м. Её отделка заняла ещё четыре года. Пятиглавый собор Пресвятой Троицы, сочетающий византийский и древнерусский стили, стал центральным элементом киновии.

После революции киновию закрыли, келейные корпуса использовали как жильё, но храм работал до 1937 года, пока его не передали Володарскому промкомбинату под производственные мастерские. А в огромном сводчатом подвале хранили картофель. Потом была взорвана колокольня; уничтожены центральная глава церкви со световым фонарём, шатёр с барабаном и четыре малые главки. Здание лишилось практически всего архитектурно-пластического декора, художественной отделки и церковного убранства. В 1950-м внутри вообще смонтировали несколько межэтажных перекрытий и устроили общежитие. Однако киновия Александро-Невской лавры, пребывавшая в упадке до 2015-го, осталась единственным сохранившимся монастырским комплексом бывших окраин Петербурга, а её церковь Пресвятой Троицы – выявленный объект культурного наследия.

«С просьбой помочь в восстановлении храма к нам обратились неравнодушные петербуржцы. Они инициировали техническое обследование церкви и проведение историко-культурной экспертизы, профинансированное из городского бюджета. Увидев состояние храма, мы поняли, что действовать надо срочно: стены в буквальном смысле рушились, часть территории занимал автосервис. Через несколько лет здание могло обвалиться, и мы потеряли бы прекрасный памятник архитектуры и важный для многих православных храм», – рассказывает представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге Филипп Грибанов.

Фонд финансировал работы и выступил заказчиком реставрации. Пришлось демонтировать конструкции советских времён (межэтажные перекрытия и лестничные марши), усиливать фундаменты, реставрировать кирпичную кладку и фасады, восстанавливать все пять глав и куполов церкви, устанавливать кресты, реставрировать и восполнять утраченную монументальную живопись, а также воссоздавать резной иконостас.

Отремонтированы также здания отпевальни и бани, а в бывшем автосервисе устроен церковно-причтовый дом. На звоннице храма установлен «электронный звонарь», а рядом с ней обустроены две игровые площадки для детей разных возрастов. Полностью благоустроена окружающая территория: разбиты газоны, высажены кусты, уложена брусчатка, установлена ограда с въездными воротами. В подвале храма Пресвятой Троицы оборудован музей. Ко всем этим работам было привлечено множество специалистов и компаний в разных областях.

По словам Филиппа Грибанова, основные работы завершились осенью 2019-го, затем их принимали эксперты КГИОП и госстройнадзора: «Двери храма откроются для прихожан после снятия ограничительных мер, установленных из-за эпидемии. С восстановлением церкви Октябрьская набережная обрела свой открыточный вид и утраченную доминанту в панораме правого берега Невы. Мы рады вернуть Петербургу значимый для его истории объект».

Сейчас Фонд продолжает восстановление церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской Обороны, ведёт работы по созданию памятного знака в честь первой петербургской церкви на Троицкой площади и готовит обоснование воссоздания колокольни Смольного монастыря по проекту Б.Ф. Растрелли.

###gallery###