НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 11:16

Минстрой умывает руки

16 сентября 2019 в 09:14

Застройщики апартаментов не должны платить в Фонд защиты прав дольщиков, решили в Минстрое. А с Росреестром пусть разбираются сами.

Застройщики апартаментов не должны платить в компенсационный фонд, решили в Минстрое. А с Росреестром пусть разбираются сами.

Такой вывод можно сделать из письма директора Департамента жилищной политики Минстроя Ольги Корниенко. Документ составлен в ответ на запрос председателя петербургского Комитета по строительству Леонида Кулакова.

Напомним: в августе петербургское управление Росреестра прекратило регистрацию ДДУ по приобретению строящихся апартаментов – в связи с тем, что девелоперы не перечисляют отчисления в Фонд защиты прав дольщиков. А Фонд деньги от таких застройщиков не принимает...

16 августа петербургский КС отправил запрос в столицу: как быть? В Москве думали почти месяц. Потом сообщили общеизвестное: «Обязанность по отчислению взносов возникает у застройщиков многоквартирных домов и иных объектов недвижимости после 27 июня 2019 года (с момента вступления в силу 151-ФЗ)… Речь идёт о нежилых помещениях, указанных в законе о банкротстве (127-ФЗ): это машино-места и помещения (кладовки) площадью до семи кв.м, вне зависимости от того, где они находятся: в многоквартирном доме или ином объекте».

Ну и в конце – обязательная приписка: разъяснения Минстроя не могут рассматриваться в качестве «общегосударственных предписаний постоянного или временного характера».

То есть: не переводят взносы правильно – и не должны.

Росреестр не регистрирует сделки – тоже правильно: в силу основной нормы обновлённого 214-ФЗ, которая предусматривает всего два варианта. Первый – взносы в Фонд, готовность 30%, продажи 10%. Второй – через эскроу-счета.

Комитет по строительству тоже совершенно правильно подтверждал застройщикам выполнение основных условий (10 на 30) по проектам с апартаментами – ну, отчего бы и не подтвердить. А что заключение КС не будет иметь правовых последствий – кто ж знал…

Из «Дома.РФ» меланхолично сообщили, что в теории надо бы приравнять апартаменты к жилью, но на это понадобится время.

В общем, все при деле, все заняты.

А пока ведомства выясняют отношения, петербургские застройщики вынуждены «переобуваться на лету» и спешно (это значит – с потерями) переходить на эскроу, искать источники финансирования для продолжения строительства. Рынок теряет миллионы каждый день, и каждый день правовой неопределённости увеличивает риски застройщиков и покупателей.

Самое интересное, что в Москве столичное управление Росреестра исправно регистрирует сделки с апартаментами по ДДУ. По крайней мере, опрошенным нами участникам рынка и аналитикам о приостановке госрегистрации таких операций ничего неизвестно. А, например, в МФК «Москва-Сити» за август напродавали апартаментов на сумму более 1 млрд рублей…

То есть и в Росреестре нет единой позиции.

Мы направили запрос в МЭР и федеральный Росреестр. Ответа пока не получили.

Партнёр адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Дмитрий Некрестьянов комментирует: «Даже уполномоченные госорганы имеют разное мнение по такому важному вопросу, как уплата взносов в компенсационный фонд. Очевидно, что об эффективной защите прав дольщиков говорить не приходится. Потому что стало больше хаоса и меньше порядка».

мнение эксперта

Екатерина Тейдер, руководитель девелоперских проектов сети отелей Vertical:
- Такая проблема действительно есть, и Группа Becar с ней уже столкнулась. Сейчас очевидно, что, несмотря на все усилия и обсуждения, провести актуализацию 214-ФЗ четко и без сбоев не получилось. Мы видим проблему в отсутствии синхронизации законодательных актов. Была надежда на то, что Минстрой даст разъяснения, которые позволят разрешить конструктивно сложившуюся ситуацию и продолжить работу в прозрачном законодательном поле. Но, как мы видим, этого не произошло. Последствия, конечно же, будут.