НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 14:33

Фактор «М»

Решение об остановке строительства вынудит немедленно решать проблему с мигрантами.

Решение об остановке строительства вынудит немедленно решать проблему с мигрантами.

Москва уже объявила о закрытии стройплощадок (кроме медицинских и инфраструктурных проектов). Московская область присоединилась. Пока – на неделю, с 13 по 19 апреля. Но мы помним, что и общие «каникулы» сначала вводились на неделю. Если в Петербурге эпидемия будет развиваться по сценарию, похожему на столичный, Смольный последует этому примеру, возможно, с некоторым отставанием.

И немедленно возникает несколько смежных проблем. Потому что закрыть стройплощадку – немного сложнее, чем повесить на ресторан табличку Closed и повернуть ключ в замке.

Во-первых, есть технологические ограничения. Например, сразу после выхода президентского Указа №239 от 2 апреля (об ограничительных мерах), на сайте правительства Москвы появились разъяснения. Цитируем вкратце: «В строительный процесс входят работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям. К ним могут быть отнесены: укладка товарного бетона; мониторинг твердения, в том числе во время прогрева бетонного монолита; сложные земляные работы; вязка арматуры на монолитных массивах; монтажные работы, обеспечивающие жёсткость конструкции; навесные и мокрые фасадные работы; кровельные работы; работы, закрывающие контур объекта; иные работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям…»

Во-вторых, рабочим за простой надо платить. А это – непредвиденные расходы, сдвинутся не только сроки, «поплывёт» и финансовая модель проекта. Вырастет себестоимость. У банков появятся основания поднять ставку или потребовать досрочного погашения кредита.

В-третьих, есть и чисто медицинские соображения. В Петербурге и Ленобласти – около миллиона трудовых мигрантов. Сколько приезжих работают на стройках, в точности неизвестно, по оценочным прикидкам – не менее трети. (Можно взять за основу столичные цифры: около 200 000 приезжих заняты в строительстве.) Как и где им самоизолироваться? Хорошо, если в вагончиках-бытовках на 4–6 человек. А если в хостелах на 150–200? Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин так и объяснял отказ от закрытия строек: «Мы рекомендуем, где есть такие мигранты, стройку не останавливать, потому что они живут, как правило, в общежитиях в скученных условиях. И лучше будет, если они будут находиться на работе, а не в общежитии».

Депутат московской думы, «яблочник» Сергей Митрохин предлагает радикальный подход: «Договориться с Таджикистаном, Узбекистаном и другими странами-донорами дешёвой рабочей силы об отправке временных мигрантов на родину эксклюзивными чартерными рейсами…» Но тогда стройплощадки надо закрывать совсем. И нам почему-то кажется, что эти страны будут не в восторге. 

Кремль утверждает, что решение относительно строек должны принимать региональные власти. Смольный пока свою позицию никак не обозначил. Заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин ответил сдержанно: «Вопрос не по погонам…»

А в Ленобласти между тем первый звонок уже прозвенел: в Новосергиевке закрыли хостел, где живут более 150 мигрантов, работающих на одной из строек. У 14 – симптомы ОРВИ. В списке контактов – 472 человека. Если закрыть все жилые городки – кто и как будет их кормить, охранять? Побегут ведь…

Не будем закрывать глаза на ситуацию: хостелы с мигрантами – такой же потенциально опасный очаг распространения вируса, как и больницы, церкви, тюрьмы, воинские части.

Генеральный директор корпорации «Мегалит» Александр Брега уверен, что приостановка работ на неделю не будет иметь значительных последствий и не скажется на сроках сдачи объектов: «Однако более длительный простой может быть критичен, причем не только для строительной отрасли, но и для смежников. Сохранение мобильности рабочих и готовности объекта к продолжению строительства, даже перезапуск работ и коррекция графика поставок материалов требуют от застройщика дополнительных и значительных затрат. Поэтому необходимо точное понимание планов правительства. Постепенное опускание застройщиков в кипяток, когда первоначальные сроки будут пролонгировать, может иметь негативные последствия. В любом случае на стройплощадках действуют все меры предосторожности. Мы приняли внутренний Стандарт безопасности для противодействия распространению COVID-19 и обеспечения беспрерывной работы. В этом ключе приостановка работ представляется излишней и крайне жёсткой мерой». Г-н Брега напоминает, что продолжение строительства не является самоцелью для девелоперов. Принципиальный момент в том, что застройщики даже в непростых условиях делают всё возможное, чтобы покупатели получили сквартиры в срок.

Генеральный директор ГК «КВС» Сергей Ярошенко говорит, что остановка строительных работ, безусловно, нежелательный сценарий для отрасли, для клиентов и для города в целом: «Приостановка работ будет иметь мультипликативный эффект. Сейчас мы бросили все силы, чтобы исполнить обязательства перед клиентами и банками. Первостепенная задача для меня как для девелопера – сдать дома без отсрочек и обеспечить безопасные условия для сотрудников. Поэтому строительство ведётся со строжайшим соблюдением мер безопасности, мы кратно усилили контроль за охраной труда. Нужно сделать всё возможное, чтобы не повторять московский сценарий. Поэтому мы призываем всех горожан соблюдать меры по самоизоляции, ограничить передвижения и контакты». Сергей Ярошенко уверен: даже если эпидемиологическая ситуация в городе будет ухудшаться, и девелоперам придётся заморозить стройки на неделю, уже будет опыт московских коллег, и петербургские компании смогут оперативно выбрать оптимальный сценарий поведения.

А вот директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис» Никита Пальянов полагает, что приостановка работ для строительных компаний может быть своеобразной «подушкой безопасности»: «Часть подрядных организаций (например, производители окон и другие) вынужденно приостановили работу из-за каникул. Это, в свою очередь, влияет на график строительных работ, выдачу ключей и так далее. Но приостановка работ может вызвать волну негатива со стороны дольщиков. Некоторые игроки рынка уже заявили о задержке выдачи ключей из-за форс-мажора. Снизить негативные последствия может грамотно выстроенный с дольщиками диалог и информационная открытость. Добросовестным компаниям не выгодно откладывать срок сдачи домов, поскольку это негативно влияет на продажи. Только как вынужденную меру». Никита Пальянов считает: есть риск того, что остановленные стройки позже столкнутся с нехваткой рабочих. Платить зарплату за дни простоя девелоперам не выгодно, да и не у всех есть такая возможность.

«На текущий момент такое развитие событий в Петербурге возможно. Однако не предполагается, что приостановка строек будет долгосрочной. Задержку в две-три недели достаточно просто нагнать в будущем. Она не будет иметь негативных последствий как с точки зрения сроков строительства, так и в части сохранения рабочих мест», - полагает директор департамента недвижимости Группы ЦДС Сергей Терентьев.

Фото online47.ru: Общежитие в Новосергиевке