НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 16:50

С Госстройнадзором можно договориться!

2 июня 2016 в 21:22

У Госстройнадзора нет задачи снести любое строение, возведенное с нарушениями или самовольно.

С этого бесспорного тезиса советник руководителя Службы госстройнадзора и экспертизы Арсений Волков начал брифинг, посвященный судьбе самостроя, сносу и практике заключения мировых соглашений (МС). Продолжение цитаты: «Наша цель – добиться, чтобы строительство в Петербурге велось в соответствии с градостроительным законодательством».

Но соглашение вовсе не означает, что застройщику отпустили грехи. Совершенно не факт, что объект будет сохранен и легализован в его нынешнем виде. «Мировые соглашения, как правило, предусматривают повторную подготовку документации, прохождение экспертизы, получение разрешения на строительство. Застройщику при этом разрешается сохранить части существующего строения, когда он будет возводить уже законное здание»,- подчеркнул г-н Волков.

Практика пока небогатая: в прошлом году было заключено два мировых соглашения, в этом – одно (по таун-хаузу на Большой Озерной улице). В 2015-м УГАСН подписал соглашения по незаконным постройкам на Золотом пляже в Зеленогорске. Там вместо летних кафе появились четырехэтажные постройки (предположительно – апартаменты: см. http://nsp.ru/news/716-samostroi-zagovorili и http://old.nsp.ru/nums/29707.html). В одном случае соглашение соблюдается, измененная постройка будет, скорее всего, узаконена; в другом застройщик его нарушил, и юристы УГАСН уже обратились в суд за исполнительным листом.

Мария Чичканова, начальник отдела судебных споров КИО присоединилась к этой позиции: «Мировое соглашение - это не способ обойти закон. Суд должен подтвердить, что объект будет соответствовать требованиям и при этом не будут нарушены права третьих лиц, не создается угроза здоровью и жизни граждан».

То есть мирный исход возможен, но лишь при соблюдении жестких условий. Что не всегда реально – или по экономическим причинам (снести все до фундамента и строить заново), или по юридическим (постройка не соответствует виду разрешенного использования участка).

Тем не менее юрист Дмитрий Некрестьянов, партнер адвокатской фирмы «Качкин и Партнеры, начал свой спич весьма оптимистично: «То, что госорганы начали говорить про мировые соглашения – это прекрасно!». Затем оптимизма поубавилось: «Но число таких случаев (три за полтора года) подсказывает, что пока эта инициатива носит выборочный характер. В отношениях юристов «Качкин и Партнеры» с КИО (преемник КУГИ) – примерно та же статистика: десять случаев, пять подписанных МС за 15 лет. Г-н Волков на это возразил: инициатива вообще не может исходить от госорганов. С таким предложением всегда выступает сам нарушитель. И здесь неизбежны сложности: например, если многоквартирный дом построен на участке ИЖС, условия МС надо согласовать со всеми покупателями…

Дмитрий Некрестьянов обратил внимание участников дискуссии на то, что есть еще одна категория ситуаций: капитальные постройки коммерческого назначения на участках, где такое строительство не предполагалось (разрешены только временные конструкции). Вместо того чтобы годами судиться и сносить со скандалом – почему бы не изменить условия использования участка, взяв при этом с собственника положенные инвестиционные отчисления и штрафы? И в таких случаях мировое соглашение может быть выходом.

По мнению г-на Некрестьянова, для развития такой практики нужны смелые чиновники (те, кто не боится брать на себя ответственность). Потому что – не исключено - потом придут контролеры из Счетной палаты или прокуратуры и усмотрят ущерб казне. Хотя мировое соглашение утверждает суд, те, кто согласовывал условия, тоже причастны. Другой вариант – включать контролеров в комиссию еще на стадии принятия решения…

Но даже с учетом всех неясностей и недостатков – начинание позитивное. Теперь у владельцев спорных объектов (тех, что построены с нарушениями, но сносить их вроде бы нет смысла) появилась хоть какая-то перспектива.

Речь может идти о домах на Горной и Тбилисской улицах в Коломягах, о ЖК «Водолей-2» в Сестрорецке и др.