НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 23:19

Алина Плетцер: «На местном уровне бюрократические барьеры в строительстве остаются»

12 октября 2022 в 08:00

В период геополитических потрясений стройку лихорадит, как и всю экономику. О переменах в проектировании рассказывает Алина Плетцер, генеральный директор компании «Негосударственный надзор и экспертиза».

Плетцер Алина Станиславовна
Советник генерального директора
ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»

– Строители в период неопределенности крайне осторожны при запуске новых проектов. Как это сказывается на вашей работе?  
– Работа продолжается, несмотря на нестабильность. Именно в такой период совместно находятся наиболее рациональные и интересные заказчику решения. И в конечном итоге они все-таки чаще реализовываются, чем замораживаются. В целом, действительно, сейчас все очень взвешенно принимают решения, но больше это касается непосредственно строительства. То есть застройщики разрабатывают проектную документацию (ПД), проходят экспертизу, получают разрешение на строительство (РС), а дальше уже думают: вписываться в реализацию проекта или нет.  
 
– Какие важные изменения произошли в регулировании работы экспертизы за последние месяцы (после февраля 2022-го)?  
– Изменения в законодательстве происходят постоянно. Только приспособились к результатам «регуляторной гильотины»… 
С июля 2022 года изменился Техрегламент о требованиях пожарной безопасности. Ранее соответствие требований подтверждалось применением сводов правил и национальных стандартов, включенных в добровольный перечень. Теперь допускается использование стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности, а также специальные техусловия, содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий. Но, как всегда, проект приказа МЧС России «Об утверждении порядка согласования…» находится на согласовании и еще не утвержден. 
С 1 сентября 2022 года изменилось Положение о составе проектной документации (ПД). 
Ранее постановление правительства РФ № 87 определяло ее состав и содержание в общем плане, с 1 сентября его требования распространяются только на ПД, направляемую в экспертизу и органы госстройнадзора. То есть: состав и содержание ПД для объектов капитального строительства (ОКС), которые не требуют получать РС и проходить экспертизу, законодательством не устанавливаются. Получается неувязка с Градкодексом. 
Самое обсуждаемое – это сокращение перечня документов обязательного применения в рамках Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.  
 
– Как повлияла на подготовку проектов отмена части обязательных ранее строительных стандартов и требований? 
– Этот перечень менялся так часто, что сообщество особо не удивлено. Привыкли. 
Сокращение перечня – это напоминание проектировщикам о том, что проектные решения должны быть обоснованы ссылками на требования нормативных документов в текстовой части ПД. Теперь недостаточно просто указывать нормативный документ в начале текста, должны быть указаны конкретные пункты по всему тексту. Такое требование содержит не только ФЗ № 384, но и ПП РФ № 87. 
Следует отдельно отметить, что в перечне обязательного применения остался СП 59.13330.2020. Проблема разночтений между СП 59.13330.2020 как обязательного документа и СП 1.13130.2020 как добровольного продолжает вызывать негодование.  
 
– Насколько широко используются типовые проекты? 
– Нам пока не приходилось сталкиваться. Процедура признания проектной документации типовой – достаточно длительный процесс. В основном это целесообразно при проектировании социальных объектов: садиков, школ, поликлиник, больниц и т. д. Логично, если в скором времени нововведение будет использовано сетевыми предприятиями (гипермаркетами, СТО, гостиницами и пр.).    
 
– Что изменилось с введением одновременного прохождения экологической и строительной экспертизы? 
– Постановление правительства принято, а подзаконные нормативные акты еще в разработке. 
 
– Работает ли схема проведения экспертизы через портал «Госуслуги», с помощью «Единой цифровой платформы экспертиз»? 
– ЕЦП экспертиз разработана Главгосэкспертизой и применима, по большому счету, для государственных экспертиз. Привлекаются к участию и негосударственные. Но при этом само подключение к ЕЦПЭ предусмотрено на платной ежегодной основе. 
Ни для кого не секрет, что разница между государственной и негосударственной экспертизой есть. В том числе и в плане стоимости. Для государственной она регулируется ПП РФ № 145, а для негосударственной – договором, как и порядок предоставления ПД, порядок устранения замечаний, срок экспертизы.  И совершенно непонятно, как через «Госуслуги» заказчик может обсудить договорные условия с исполнителем. По имеющейся у нас информации, в ЕЦПЭ зарегистрирована одна негосударственная экспертиза и еще одна находится на тестировании. 
Проведение экспертизы через портал «Госуслуги» не является обязательным, так что действует прежняя схема.  

– Федеральные чиновники не раз заявляли, что надо облегчить, упростить и ускорить выход строителей на площадку и приемку готовых объектов. Насколько эффективны эти усилия? 
– Безусловно, власти заинтересованы в развитии строительной отрасли. Но, к сожалению, на уровне регионов или местных властей бюрократические барьеры как были, так и остаются.  
К примеру, с 1 сентября вступил в силу приказ Минстроя об утверждении новой формы РС и формы разрешения на ввод в эксплуатацию. В новой форме РС расширен перечень проектных характеристик ОКС. Разъяснений и уточнений по показателям приказ не содержит, остается возможность произвольного толкования. При этом органы госстройнадзора считают, что проектные характеристики – это технико-экономические показатели (ТЭП), что не совсем так. Заказчики получают отказы в выдаче РС, если в таблице ТЭП ПД отсутствуют перечисленные в приказе Минстроя характеристики. И это говорит о том, что реальной заинтересованности в упрощении и ускорении процедур на местном уровне нет. Таких примеров у каждого застройщика найдется немало.  
 
– Что изменилось в работе проектировщиков в связи с введением санкций, заменой материалов и оборудования? 
– В этом плане проектировщики и заказчики очень находчивы. Аналоги подбираются, проектные решения корректируются, объекты строятся и вводятся в эксплуатацию. Больше всего сложностей, безусловно, по производственным объектам, у которых технология завязана на импортное оборудование, но и здесь решение проблемы – вопрос времени. 
Русский человек ко всему приспосабливается. Мы находим пути решения, и зачастую – даже еще более интересные, чем были бы, если бы ничего в нашей жизни не менялось.  Нет ничего невозможного.