Архитектура балансирует на грани
Зодчие, девелоперы и власть пытаются решить: что нужно, чтобы в Петербурге появилась качественная архитектура?
Зодчие, девелоперы и власть пытаются решить: что нужно, чтобы в Петербурге появилась качественная архитектура?
Этот серьезный вопрос обсуждался на конференции «Архитектура, Закон и Бизнес: поиск баланса», организованной компанией «Архитектурные сезоны». Понятно, что найти рецепт для прекрасного будущего, который устроил бы всех, – невозможно. Но все же такие встречи полезны: по ходу обсуждения звучат интересные подробности и наблюдения. Так, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев отметил, что, хотя Петербург – это европейский город, его современная застройка гораздо больше похожа на те гигантские комплексы, которые возводят в государствах Средней Азии или, скажем, в Сингапуре, нежели на архитектуру Германии или Франции. Можно ли изменить ситуацию?
Александр Ольховский, вице-президент ОАО «Банк ВТБ», констатировал, что среди критериев, которыми покупатель руководствуется при покупке жилья, качество архитектуры занимает одно из последних мест. Главный показатель – цена. В такой ситуации, сколько ни убеждай большинство клиентов, что архитектурно привлекательный дом лучше, если денег хватает лишь на более дешевый вариант без изысков – выбор очевиден. Конечно, сегментом luxury или «бизнес» интересуется другая категория покупателей, и среди них есть ценители грамотных проектных решений. В составе цены объекта затраты на архитектуру составляют около 15%. По мнению г-на Ольховского, представителей девелоперского сообщества стоило бы включить в состав Градостроительного совета. Это позволило бы принимать более взвешенные решения.
Представители ЗС надеются, что упорядочить градостроительное развитие Петербурга позволит новый Генплан. Хотелось бы, правда, чтобы нормативные документы не менялись так часто и не противоречили друг другу. В Петербурге скоро будет три разных системы защиты культурного наследия: объединенная охранная зона, охрана Петербурга как исторического поселения и как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будут ли они взаимоувязаны? Разработчики Генплана, в свою очередь, ломают голову над новыми федеральными рекомендациями для этого документа. «От нас требуется разместить на карте все региональные объекты, – комментирует градостроитель Александр Березкин. – То есть, к примеру, нужно обозначить все аптеки – и существующие, и те, что будут реконструированы и построены. Зачем?» Владимир Григорьев поясняет: «Как ни удивительно для нас, в России есть регионы, где кроме жилья не строится ничего – ни детских садов, ни школ, ни больниц. Именно для таких территорий и разработан этот документ».
Участники дискуссии пришли к выводу, что находить приемлемые решения можно – при условии, что диалог ведут профессионалы.