Лесные страсти по Генплану
Областной суд признал незаконной часть Генплана Выборгского района ЛО: муниципалы «прихватили» лесные земли.
Речь идёт об участках в кварталах Советского, Цвелодубовского и Черкасовского лесничеств. Точнее локализовать проблемные зоны пока не удалось; NSP направила запрос в Рослесхоз по СЗФО. Весьма вероятно, что на спорных территориях есть и коттеджи, и целые посёлки.
Это не первое и не второе дело такого рода. В этом году в центре внимания оказался Выборгский район.
В марте апелляционная инстанция подтвердила незаконность части Генплана Гончаровского СП: лесные земли оказались включены в границы населённых пунктов Вещево, Зверево, Гаврилово, Гранитное.
В июне такое же решение было вынесено по генпланам Красносельского СП (Заводской, Коробицыно, Ровное, Староселье) и Рощинского ГП (Ганино, Волочаевка, Лебяжье, Пушное, дом отдыха «Ленстроитель», ст. Каннельярви, Победа, Цвелодубово, Рощино).
Придётся пересматривать и Генплан посёлка Поляны с прилегающими деревнями.
Во всех случаях суды указывали, что лесные земли принадлежат Российской Федерации, а не муниципалам. При изменении границ нужно было запрашивать согласия Рослесхоза – а муниципальные власти этого не делали.
Судебная практика противоречива. С 2017 года действует закон о «лесной амнистии»: в случае пересечения границ лесных земель и муниципальных участков или наделов в частной собственности лесники должны уступить. Рабочая группа при правительстве ЛО приняла более полутора тысяч заявок, вынесла 1100 решений, из них только 250 – в пользу собственников.
Наверное, самая «громкая» история – застройка части территории у Курголовского озера компанией «Сити 78». Дело дошло до Верховного суда; ВС подтвердил незаконность части Генплана Лесколовского СП, но каких-то фактических изменений не последовало.
На 8 сентября назначен суд по заявлению областного Комитета по природным ресурсам «о повороте исполнения судебного акта» – проще говоря, о возврате лесных кварталов в Государственный лесной фонд.
Одна из причин многочисленных конфликтов – государство не желает тратиться на кадастровую съёмку и установление границ собственных владений, идёт ли речь о землях Минобороны (Ржевский полигон) или о лесных территориях.
Ключевой момент в таких сюжетах – даже не признание перевода земель незаконным, а вопрос: что делать с теми, кто уже купил участки и построился?
Массовый снос маловероятен. Дать возможность легализоваться – значит, создать прецедент…
NSP будет внимательно следить за развитием событий.