Обречённый вокзал
Исторический вокзал в Токсово готовят к сносу.
Вчера, в Международный день памятников и исторических мест, активисты запустили флэшмоб «Спасти токсовский вокзал». Участники фотографируются на фоне вокзалов и железнодорожных станций по всему миру с табличкой и хэштегом #СпастиТоксовскийВокзал1916. Слоган: «Остановить снос исторического здания. Признать памятником. Отреставрировать». Фотографии размещаются в соцсетях.
Завтра в ИА «Росбалт» пройдёт пресс-конференция: «Кому помешал исторический вокзал в Токсово?»
Ранее Ленинградский областной суд отказал в принятии обеспечительных мер по иску активистов: они требуют признать незаконным распоряжение областного Комитета по культуре об отказе включить вокзал в перечень выявленных объектов.
Сегодня активисты планируют подать иск в районный суд – об отмене разрешения на строительство нового здания на месте вокзала. Шансов немного. Времени тоже. Возможно, на этой неделе в Токсово состоится народный сход.
По словам местных жителей, подрядчик, ПСК «Содружество», форсирует подготовку сноса. За последние три недели вывезено 80% оборудования; разобраны кафе и магазин у вокзала; в выходные демонтированы (выдраны) стеклопакеты. Обустроена площадка для тяжёлой техники.
Здание вокзала в Токсово было построено в 1916–1917 годах по проекту финского архитектора Урхо Пяллия и гражданского инженера Николая Потехина.
Пока вокзал готовят к сносу, председатель областного Комитета по культуре Владимир Цой обсуждает в соцсетях проект реставрации и обустройства водонапорной башни в гатчинском Приоратском парке. Объект, судя по свидетельствам и документам, был построен примерно в 1950 году.
Наверное, в таком подходе – сносить чудом сохранившиеся объекты и реставрировать новодел – есть какая-то бюрократическая логика. Со стороны её постичь сложно.
Мнение эксперта
«Исход судебных дел об оспаривании распоряжения об отказе включить объект в перечень выявленных объектов во многом зависит от соблюдения процедуры уполномоченным органом. Если он действовал строго по закону, суды лишены возможности оценивать целесообразность того или иного решения госоргана.
Кроме того, признание за определенным объектом охранного статуса по факту не означает, что он будет восстановлен. В современных реалиях спасти то или иное здание от сноса, к сожалению, не означает уберечь памятник от постепенного разрушения.»