21 ноября, 21:32

Как торговые центры переживают уход иностранных брендов из России

Управляющие ТЦ призывают наладить диалог между бизнесом и властью и разрабатывают антикризисные меры с особыми условиями для российских марок.

Фото: NSP

В ТЦ постепенно закрываются магазины иностранных брендов. Помогут ли власти и арендодатели удержать их или через несколько месяцев мы получим миллионы пустых квадратных метров?

Помочь тем, кто не хочет терять российский рынок 

В торговых и торгово-развлекательных комплексах Петербурга и Москвы закрываются (или готовятся закрыться) магазины иностранных брендов. Крупнейшие владельцы ТЦ пока воздерживаются от комментариев. В холдинге «Адамант» (владеет 22 ТРК общей площадью более 1,2 млн кв. м) на вопросы NSP ответили, что ситуация меняется даже не каждый день, а каждый час, поэтому делать какие-то выводы рано.

Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group (15 ТРК в Москве и Петербурге общей площадью более 1 млн кв. м), не ответил NSP. Впрочем, свою позицию недавно он изложил в соцсетях.

«Кто-то, например, как McDonald's, временно собирается закрыть все 850 заведений в России, при этом сотрудники не уволены и продолжат получать зарплату, так же поступила и Zara с H&M, некоторые продолжают работать. Значит, что-то можно наладить, как-то жить даже в такой критической ситуации? – вопрошает г-н Левченко. – Хорошо бы прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик, организовать диалог с иностранными компаниями, которые не хотят терять российский рынок, понять, чем можно им помочь, как поскорее возобновить их деятельность. Предлагаю провести встречу представителей бизнеса и власти. Как это делали совсем недавно, когда обсуждали отмену QR-кодов в Петербурге».

Финский девелопер торговых центров SRV прекратил закупку строительных материалов в России и тоже собирается уходить, хотя справедливости ради компания уже несколько лет пытается продать свои (достаточно успешные) ТЦ в Петербурге и Москве. Как пояснили в пресс-службе SRV, на сегодня в ТРЦ «Охта Молл» из 260 арендаторов приостановили работу 8. При этом в марте в ТРЦ открылись сразу три новых fashion-магазина: Sela, Befree и «МятаМода».

Пересмотреть систему оплаты 

14 марта «Известия» со ссылкой на главу Союза торговых центров Булата Шакирова сообщили, что ТЦ начали переговоры с международными ритейлерами. Якобы брендам, платившим ранее за аренду процент с оборота, предлагают перейти на фиксированную плату.

Однако в Российском Совете Торговых Центров (РСТЦ) говорят, что эта возможность существовала и ранее. Как сообщил NSP управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский, простым переводом арендатора на базовую ставку проблема не решается.

«Это не перейдет в какое-то массовое навязывание условий, а в каждом случае будет решаться индивидуально между арендатором и арендодателем, как это было всегда в кризисные времена. И нашей помощи здесь особо не надо».

По словам г-на Войцеховского, некоторые арендаторы действительно подают заявки в УК с просьбой предоставить арендные каникулы или изменить порядок арендных платежей. Но каждая заявка рассматривается и обсуждается индивидуально.

«Другой схемы нет, и не было до февраля этого года. Иностранные бренды не отказываются и дальше быть арендаторами, поэтому хочется выдержать паузу и все сохранить», – говорит Олег Войцеховский.

Напомним, на прошлой неделе РСТЦ обратился к федеральным структурам с просьбой о расширении мер поддержки ТЦ в сложной экономической ситуации. 

Поддержать бизнес в России 

Московские девелоперы уже начали предлагать первые антикризисные меры. Так, в подмосковном ТЦ «Vegas Крокус Сити» локальные марки одежды, обуви, аксессуаров могут воспользоваться особыми условиями аренды, а также получить маркетинговую поддержку при запуске новых точек. Об этом пишет телеграм-канал @ria_realty со ссылкой на первого вице-президента Crocus Group Эмина Агаларова.

«Мы готовы предоставить резервные площади от 100 до 1000 кв. м под мультибрендовый проект с российскими марками, а также помещения под аренду монобрендовых магазинов. Нам необходимо общими усилиями поддерживать и развивать бизнес в России, поэтому мы предусмотрели пакет маркетинговой поддержки для новых арендаторов из числа российских марок», – поясняет г-н Агаларов. Он отметил, что, невзирая на исход иностранных брендов, люди продолжают ходить в ТЦ, им нужно покупать одежду и товары повседневного спроса.

Консультанты не склонны драматизировать ситуацию: «На наш взгляд, высвобождение части площадей в ТЦ лишь стимулирует процесс реконцепции устаревших торговых объектов в регионе. Не исключено, конечно, что часть наименее эффективных торговых площадок будет выведена из оборота и перепрофилирована. Однако для проектов с удачной локацией и в достаточной степени обеспеченных потенциалом покупательской способности новые реалии рынка – лишь возможность к совершенствованию и развитию», – считает директор департамента исследований рынка компании Maris Алена Волобуева.