НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 04:50

В Петербурге стали реже ходить в торговые центры

7 апреля 2022 в 16:05

За март посещаемость торговых центров Петербурга снизилась в среднем на 13,2% по отношению к 2021 году.

Фото: NSP

Индекс посещаемости ТЦ в Петербурге с конца февраля зафиксирован в минусе – по сравнению с 2019 годом активность посетителей так вообще уменьшилась на 21,5% (данные компании Focus). Консультанты «Коллиерз Интернешнл» отмечают, что за минувший месяц фрагментарно возникал ажиотажный спрос среди покупателей, как правило, после анонсов о закрытии тех или иных брендов, но в целом такие всплески потребительской активности не отразились на общем трафике за квартал.

При этом средняя доля свободных площадей ТЦ несколько снизилась с начала года и составила 5,2%. В целом же количество открытий новых магазинов было сопоставимо с прошлогодними показателями – в основном за счет запуска торговых точек в январе–феврале. На данный момент, по оценкам экспертов, о приостановке бизнеса в России объявили уже свыше 90 иностранных ритейлеров. 

Доля временно закрытых магазинов в разных ТЦ варьируется от 5 до 30% от общего количества арендаторов – наиболее заметен этот показатель в комплексах суперрегионального формата. При этом все такие ритейлеры по-прежнему остаются арендаторами. Около 47% временно закрытых магазинов относится к сегменту fashion, многие из них выступают «якорями» ТЦ.

«В ближайшие месяцы работа управляющих компаний и арендаторов будет сосредоточена на поиске компромиссных решений, – уверена Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости «Коллиерз Интернешнл». – Предметами переговоров сейчас являются скидки, отсрочки платежей по аренде и привязка платежей к товарообороту. Несмотря на приостановку работы, большинство ритейлеров пока сохраняет за собой помещения и продолжает содержать штат сотрудников».  

Мнение эксперта:

«Торговая недвижимость в связи с санкциями оказалась в наиболее уязвимом положении. Мы наблюдаем сейчас, как иностранные бренды закрывают свои магазины. Трафик в торговых центрах будет падать. Несмотря на неустойки, которые западным ритейлерам придется заплатить за нарушение арендных договоров, российский рынок ритейла испытает шок, как во время локдауна. Вряд ли уход популярных производителей приведет к тому, что торговые центры опустеют: их владельцы будут замещать европейские и американские бренды китайскими и турецкими. Однако это не быстрый процесс, и в связи с резким скачком курса валют любая импортная продукция значительно подорожает, при этом покупательная способность населения в текущей экономической ситуации вряд ли будет расти. Что же касается ставок, предполагаю, что владельцам придется быть более гибкими и постоянно договариваться с арендаторами о новых условиях. Непродуктовый ритейл станет крайне чувствителен ко всем изменениям на рынке — от курса валют до изменения логистических цепочек. Строящиеся торговые центры предстоит частично перепрофилировать: например, часть площадей можно отвести под коворкинг. Но не исключаю, что большая часть проектов будет «заморожена». »

основатель и председатель совета директоров ХК «Сити 78»
Руслан Радьевич Гайсин