НАШ ЦИТАТНИК: «"Потребительский терроризм" из-за двойного прочтения законодательства усугубляет просрочку по сдаче и устранению проблем объекта. Нужен прозрачный механизм, чтобы компании, нацеленные на зарабатывание денег, поняли: лазеек в законах не будет...» Никита Стасишин

7 июля, 17:27

Как меняется доля покупателей из регионов на петербургском рынке жилья?

Некоторые экономисты полагают, что в нынешней ситуации мегаполисам придется труднее, чем, например, средним промышленным городам.

В столицах более развита сфера услуг и торговли, велика зависимость от туризма, больше предприятий с иностранным участием и др. Именно поэтому крупные города и выполняли на протяжении многих лет роль «пылесосов», вовлекая в свою орбиту экономически активное население из регионов, а также «северных» пенсионеров.  
Сменится ли этот тренд или сохранится? Как меняется последнее время доля регионального спроса – в ваших проектах и в целом по рынку? Больше или меньше стало таких покупателей?  
Из каких городов (регионов) они приезжают и какое жилье выбирают чаще?  
Отличаются ли их требования от тех, что предъявляют петербуржцы? 

Наталья Кукушкинаруководитель группы маркетинга компании ЦДС: 
– Крупные города в ближайшем будущем останутся центрами притяжения. 
Однако уже сейчас видны некоторые изменения. Города расползаются вширь: часть людей уходит на удаленную работу или частичную занятость и переезжает в пригородное жилье. Наиболее перспективны в этом плане Курортный и Пушкинский районы, Стрельна и подобные направления.
Количество региональных покупателей у нас осталось на прежнем уровне – около 25%. Петербург традиционно привлекает жителей северных регионов: Мурманска, Пскова, Архангельска, Республики Коми, а еще Сибири и Камчатки. Люди с юга перебираются к нам редко. Москвичи либо переезжают из-за смены работы, либо инвестируют в жилплощадь Северной столицы. 
 
Елена Коваленко, начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «БФА-Девелопмент»: 
– Доля иногородних покупателей – жителей России – в строящейся третьей очереди ЖК «Огни залива» составляет 24,4% и не меняется со старта продаж в январе 2021 года. Помимо петербуржцев (75,4%), выделяется группа покупателей из Ленобласти – 5,5%. Далее следуют Москва и Московская область – 2%. На третью позицию вышли Мурманск и Мурманская область – 1,7%, обогнавшие Тюмень и Тюменскую область (включая Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО – Югра) – 1,6%. 
За последние полгода увеличились доли покупателей из Приволжского федерального округа (Нижний Новгород, Самара, Пермь, Уфа), Северо-Кавказского и Южного округов (Краснодар, Ростов-на-Дону), а также доля иностранных покупателей (Казахстан, Беларусь). Сократились доли Уральского и Центрального федеральных округов, остались без изменений – Дальневосточного и Сибирского округов.
Основные мотивы приобретения – переезд на постоянное место жительства и приобретение квартир детям-студентам. 
 
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»: 
– Крупные города привлекает взрослое население регионов по единственной причине — потенциально более высокий уровень дохода. Молодежь рассматривает переезд как перспективу. Вариантов самореализации и развития в малом городе молодое поколение не видит.  
Скорее всего, в ближайшие 3-4 года ситуация не изменится. В целом, внутренняя миграция хороша для развития экономики, но не когда она односторонняя. Иначе мы получаем дисбаланс. 
Региональный спрос в сегменте комфорт-класса в целом растет. Сейчас в среднем на долю покупателей из регионов приходится порядка 30% сделок. Такие клиенты тяготеют к новым районам и проектам КОТ. 
Принципиально требования не отличаются, все определяет располагаемый бюджет. 
 
Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens: 
– Текущие изменения – весьма значимы для Петербурга, даже более, чем для Москвы. Он исторически имел сильные связи с Европой – экономические и культурные. Сейчас мы наблюдаем перенастройку всех процессов – экономических, логистических, социокультурных, туристических. Еще несколько лет назад, до пандемии, жители России оставляли в соседних европейских странах (Финляндии, Латвии, Эстонии, Литве) миллиарды евро в год. Теперь часть этих средств остается внутри страны, происходит перераспределение в пользу отечественных товаров и услуг. 
Это касается и рынка недвижимости. 
Россияне, которые ранее инвестировали в недвижимость за рубежом, теперь переключились на внутренний рынок. Мы видим это по сделкам в нашем проекте. Среди покупателей увеличилось количество тех, кто владеет или владел раньше недвижимостью за границей, но больше не может пользоваться этим активом, как правило, рекреационным.  
Региональные покупатели также инвестируют в наш проект, в тройке лидеров – города Сибири и Дальнего Востока (Красноярск, Новосибирск, Владивосток). Но на первом месте стабильно – москвичи.  
 
Аркадий Скоров, генеральный директор СК «Дальпитерстрой»: 
– В целом спрос на новостройки в массовом сегменте в апреле сократился на 40-50%. Доля региональных покупателей снизилась пропорционально. В дальнейшем количество региональных покупок будет зависеть от того, какие рабочие места сохранятся/появятся в экономике Петербурга. 
К нам все же приезжают не за выживанием, а за лучшей жизнью. Пока слишком много неопределенности, чтобы делать прогнозы.
 
Петр Войчинский, генеральный директор АН «МК-Элит»: 
– В дорогом сегменте сокращение спроса составило около 25%. Меньше звонков, меньше просмотров, меньше сделок. Почти нет иностранцев – кроме тех, кто давно осел в Петербурге и ведет здесь свой бизнес. Совсем пропали москвичи – раньше у них было так принято: кроме квартиры в столице иметь еще что-нибудь в Петербурге, «для души». Намного меньше стало сибиряков, из крупных городов: те в основном приобретали жилье «для детей» (на время учебы и дальше – для построения карьеры). В целом «внешний» спрос снизился заметно. 
 
Екатерина Пчелкина, начальник отдела маркетинга холдинга «РСТИ» («Росстройинвест»): 
– Доля региональных сделок в проектах нашей компании в 2020-2021 гг. держалась на уровне 40%, по некоторым объектам доходила до 50%. В 2022 году она несущественно снизилась и составила порядка 35%.
У нас чаще приобретают квартиры жители Москвы и Московской области, Сахалинской области, Приморского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Хабаровского края, Ростовской области, Республики Коми, Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и др. 
Как правило, региональные покупатели смотрят квартиры меньшей площади, чем петербуржцы. В структуре их спроса студии и однокомнатные квартиры занимают более 63%, средняя продаваемая площадь составляет 44,5 кв. м. Кроме того, региональные покупатели часто рассматривают все предложения в городе, не ориентируясь на конкретный район. 
  
Георгий Патанин, руководитель «Агентства недвижимости Георгия Патанина»:  
– Мы не фиксируем сокращение числа региональных клиентов. Люди по-прежнему к нам переезжают. Более того, сейчас мы наблюдаем рост запросов от иностранных покупателей и выходцев из России, в том числе из «недружественных» теперь стран. Пока не до конца понятна мотивация таких покупок. Ведь завести деньги в страну они смогут, а вот вывести в случае чего – вряд ли. 
Растет число клиентов, которые по разным причинам живут в Европе уже долгое время, но имеют недвижимость в Петербурге и хотят ее продать, например, чтобы переложить средства в активы в ОАЭ.
Запросы местных и региональных клиентов отличаются. Как правило, петербуржцы не очень готовы к переезду в другой район. А региональные покупатели, наоборот, рассматривают все предложения, которые соответствуют их параметрам.
 
Елена Петропавловскаяруководитель аналитического центра Группы RBI: 
– Мы оцениваем долю иногородних покупателей на рынке Петербурга в 30-35%, но она отличается в зависимости от ценового сегмента. Например, в элитных объектах RBI эта доля составляет порядка 15-18%, в бизнес- и комфорт-классе – 45%. Сильно влияет и местоположение объекта. Например, в проекте «Русские сезоны» в Сестрорецке 90% сделок заключены с жителями Петербурга и Ленобласти. Региональные клиенты не могли полностью оценить престижность этой локации. А вот в «Доме у Невского» на Полтавской улице, наоборот, оказалась максимальная доля региональных покупок. Вероятно, клиентам важно было расположение недалеко от Невского проспекта и Московского вокзала.
 
Алексей Бондарев, генеральный директор агентства недвижимости «ПРАЙД ГРУПП»:  
– Выводы о смене тенденций делать пока рано. Стоит подождать хотя бы полгода, поскольку спрос последних двух месяцев не является характерным. Рынок претерпевает изменения в режиме реального времени. Грань между петербуржцем и региональным клиентом достаточно тонка. Тяжело выделить «чистые» региональные сделки. В целом покупатели сейчас больше ориентированы на инвестиции и сбережение средств, а не на улучшение жилищных условий. 
 
Максим Пискарев, директор по маркетингу проекта «Avenue-Apart на Дыбенко»:  
– Экономическая ситуация показывает, что стагнация в первую очередь коснется не федеральных центров, а маленьких городов. И поэтому обеспеченные люди со всего Северо-Западного федерального региона вкладываются сейчас в коммерцию Петербурга. Так, например, у нас по-прежнему активны покупатели из Мурманска и Архангельска, да и некоторых других городов. Кроме того, стабильно высок спрос на апартаменты у москвичей. 
 
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group): 
– В первом квартале 2022-го доля регионального спроса составила 37%: активность в начале года традиционно ниже, она растет в летне-осенний период (поступление в вузы, отпуска). Петербург (как и Москва) остается максимально привлекательным для региональных клиентов. Лидируют покупатели из Москвы и Московской области, Мурманской и Архангельской областей. 
В целом структура спроса соответствует рыночной. Для детей чаще рассматривают студии и 1-комнатные квартиры, семейные клиенты выбирают квартиры с двумя и более комнатами. 
 
Юлия Бикбулатова, руководитель договорного отдела ГК «Реновация»:  
– В условиях кризиса спрос на недвижимость в мегаполисах, на мой взгляд, увеличится, особенно на недорогие объекты. Сейчас покупателей в принципе стало гораздо меньше, если сравнивать с предыдущими месяцами. Это отмечают все участники рынка. Однако доля региональных клиентов не изменилась. У нас много покупателей из Сочи, Геленджика, Москвы, а также Сибири. Как правило, они предпочитают качественное современное жилье в центре города. 
 
Елизавета Конвейдиректор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers: 
– Региональных покупателей сейчас не очень много, но есть москвичи, которые видят для себя определенный набор возможностей (как инвестиционных, так и для последующего переезда в Петербург). На первичном рынке дорогого жилья предложение сейчас крайне ограничено. А новая «вторичка» – это скорее охота за возможностями, которые в обычное время не появляются.
 
Екатерина Запорожченко, коммерческий директор компании Docklands Development: 
– Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу.  
Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо. Со слов региональных застройщиков, их проекты распродаются хорошо. Многие из них, кстати, присматриваются к рынку Петербурга, но исключительно в профессиональном плане: анализируют объекты, культуру строительства и управления, перенимают положительный опыт.
 
Алексей Тюлькин, директор по продажам ГК «Альфа Фаберже»: 
– Тренд на релокацию экономически активного населения России в мегаполисы сохранится. Спрос увеличивается, и льготная ипотека сыграла в этом свою роль. В последние пять лет доля региональных покупателей на первичном рынке элитных квартир колебалась от 18 до 23%. Мы фиксируем стабильный интерес клиентов из других городов к нашему проекту Meltzer Hall. В основном покупатели приезжают из нефтегазовых регионов, а также из Мурманской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Есть спрос у москвичей и жителей южных областей. 
 
Елизавета Ковригина, директор компании Orange Life! (входит в Orange Group): 
– Год назад доля московских покупателей составляла у нас 12%, а региональных – до 16%. Сегодня суммарный показатель – 35%, причем доля москвичей уменьшилась. Иногородние клиенты часто хотят иметь возможность проживания в купленных юнитах во время краткосрочных визитов в Петербург. Мы стараемся идти навстречу, но всегда поясняем, что отели Izzzi – это инвестпроект. 
 
Алексей Баринов, коммерческий директор компании «ФАКТ»: 
– Материальные и человеческие ресурсы сосредоточены в крупных городах, поэтому они менее уязвимы. Хотя в пандемию в столицах произошла «обратная миграция», многие офисные сотрудники вернулись в свои регионы, продолжая работу дистанционно. 
Москва и Петербург всегда будут более привлекательными как для студентов и молодых специалистов, так и для пенсионеров, хотя и по разным причинам. 
Доля регионального спроса может незначительно поменяться. Ситуация сейчас нестабильная и не способствует переезду в другой город, продаже и покупке недвижимости. 
Дома и участки покупают в основном пенсионеры, аудитория до 45 лет хочет жить и работать в мегаполисах. 
  

Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»: 
– В нашей компании в первом квартале 2022 года доля региональных покупателей составила около 12% от общего числа покупателей, что на 40% меньше, чем годом ранее. 
Наибольшим спросом у регионалов пользуются однокомнатные квартиры в новостройках комфорт-класса. Особых требований, отличающих таких покупателей от петербуржцев, у них нет. Единственное, что иногородние покупатели лояльнее относятся к выбору района проживания. Если местные часто ориентируются на определенный район, например, тот, к которому они привыкли, где живут друзья или родственники, то у приезжих редко бывают особые предпочтения.
Наибольшее количество иногородних покупателей – это жители Москвы, а также Северо-Западного региона. Ну и, конечно, люди, проживающие в «нефтегазовых» районах севера. 
 
Сергей Степанов, директор по продажам объединения «Строительный трест»: 
– Компания «Строительный трест» ориентирована, прежде всего, на семейных покупателей, в том числе тех, кто решил переехать в Петербург, а не просто инвестировать в столичную недвижимость. Мы видим интерес к нашим объектам у покупателей из нефтяных регионов, с Дальнего Востока, северо-западных областей России, а также ближнего зарубежья. В основном такие клиенты приобретают недвижимость комфорт-класса в ЖК «Новое Купчино» и "NEWПИТЕР", а также домовладения в коттеджном поселке бизнес-класса «Сад времени» в Петергофе. 
 
Руслан Гайсин, председатель совета директоров холдинга «Сити 78»: 
– Тренд регионального спроса на квартиры в Петербурге, а также жилую и загородную недвижимость в Ленобласти будет сохранятся на протяжении многих лет. Урбанизация происходит уже достаточно давно. Когда в кризисные периоды в небольших городах закрываются предприятия и их жители теряют работу, они переезжают в региональные центры или столицы, где рынок труда гораздо шире и проще найти работу. Когда вопрос с работой решен, люди начинают решать вопрос жильем.  
Сейчас заметного притока покупателей из регионов мы не наблюдаем, поэтому об увеличении доли регионального спроса пока говорить не приходится. Однако есть вероятность, что спрос на недвижимость в Петербурге и Ленобласти подстегнет льготная ипотека под 9% годовых и увеличенные до 12 млн рублей кредитные лимиты.  
Участки в наших коттеджных поселках стабильно пользуются спросом у покупателей из Северо-Западного федерального округа – Псковской, Вологодской, Архангельской, Мурманской областей и сырьевых регионов – Тюменской и Томской областей.  
Клиенты из нефтегазовых городов выбирают достаточно дорогие участки, поскольку обладают высоким доходом и банки часто одобряют им ипотеку, так как они надежные заемщики. 
Региональный спрос на недвижимость в Петербурге и Ленобласти стабилен. В городе есть ряд агентств, которые сфокусированы именно на региональных клиентах и системно работают с ними на протяжении многих лет. 
 
Сергей Мамошин, вице-президент, руководитель дирекции по Петербургу и Ленобласти компании «ПИК»: 
– ПИК шестой год подряд сохраняет лидерство по объемам ввода жилья в России. Проекты компании во всех регионах присутствия (от Петербурга до Владивостока) пользуются спросом. По нашим прогнозам, ситуация не изменится и в ближайшее время, спрос продолжит расти, ведь в России по-прежнему сохраняется низкая обеспеченность качественным жильем.  
В Петербурге и Ленобласти у нас реализуется шесть жилых проектов. За последнее время мы не увидели увеличения доли региональных сделок на рынке Петербурга, как и годом ранее, они стабильно составляют треть от общего количества. 
Еще в 2020-м мы запустили сервис, который позволяет купить квартиру полностью онлайн – удобно, быстро и из любой точки мира. Это и сейчас помогает клиентам из регионов не тратить время и силы на дорогу, а нам – постоянно расширять географию своих проектов. Например, сегодня квартиры в наших проектах в Петербурге все активнее покупают клиенты из Москвы, Кемеровской и Новосибирской областей.