НАШ ЦИТАТНИК: «Важно, чтобы государство продолжало поддерживать ипотеку. Сейчас у застройщиков, особенно в масс-маркете, доля сделок с ней достигает 90%...» Эдуард Тиктинский

2 декабря, 20:26

Сервисы Росреестра: в регионах – с перебоями, в Петербурге ситуация выправляется

15 ноября в 16:35

Пользователи сервисов Росреестра интересуются, кто возместит убытки от сорванных по вине регистратора сделок. Спойлер: никто.

Фото: rosreestr.gov.ru

Ситуация с электронной регистрацией сделок остается напряженной с начала недели. Официальных объяснений нет; плашка с указанием на «плановые технические работы» на главном сайте ведомства только бесит пользователей: если «плановые» – почему внезапно и почему не указаны сроки завершения работ?

География сбоев Росреестра  

На официальной странице Росреестра «ВКонтакте» – более тысячи реплик и обращений. Из разных регионов. «Вся страна встала, от Чечни до Магадана, от физ- до юрлиц», – пишет один из пользователей. 

Это преувеличение: у кого-то сделки проходят, у кого-то нет. В чате Росреестра – перекличка: «В Туле все висит» – «Красноярск», когда база заработает?» – «Пермь: на горячей линии сказали, сегодня все заработает, но будут разгребать завалы» – «Екатеринбург: обещают, что сегодня начнет работать». «Краснодар, ждем с 31.10! Статус не менялся ни разу». «Красноярск, есть движение? – Глухо. С 7.11 тишина, статус «Оплачено», движений нет». 

«Московская область: документы сдали 31 октября, сегодня 15 ноября. Никакой информации по сделке нет». Риелтор из Каменск-Уральского: «Слетела сделка, и внесенный аванс сгорел нафиг…»

Кто вернет потерянные деньги?  

Самые массовые претензии: затягиваются сроки регистрации; невозможно посмотреть статус сделки; срываются «встречки»; сделка прошла, но нет электронной выписки, а бумажную банк не принимает; оплатили срочную (за два дня) регистрацию на «Домклик»: кто вернет деньги?

Участники чата обсуждают предложение: «Написать президенту петицию! Я так считаю, и многие уже хотят подписаться. Этот госреестр рано или поздно окончательно схлопнется. Люди теряют время, деньги и нервы. Если система не работает – мы должны посмотреть реальности в глаза и вернуться к «бумажным» регистрациям!»

15 ноября в чате стали появляться сообщения о том, что пакеты (не все) проходят: в Москве, Подмосковье, Уфе, Перми, Красноярске... Общей картины нет: если человек несколько дней на нервах ждал эсэмэски или уведомления и наконец дождался – вряд ли он напишет в чат. Почему одни заявки проходят, другие зависают – неизвестно. Почему в единой централизованной системе картина по регионам радикально отличается – установить не удалось.

Пока разгребут завалы  

В Петербурге ситуация сложная, но ближе к нормальной. Сервис работает, хотя сроки плывут. На странице петербургского Управления Росреестра в соцсети «ВК» нет опции для комментариев, но есть раздел «Вы спрашивали». 11 ноября – информация о «технических работах» (и соответствующая реакция); 14 и 15 ноября стали появляться сообщения-ответы: «Обработка заявления завершена, документы направлены на указанный в заявлении адрес эл. почты». 

По сведениям NSP, рассчитывать на соблюдение нормативных сроков в ближайшее время не стоит. Серьезный сбой приводит к накоплению вала необработанных заявок – минимум пара недель понадобится регистраторам, чтобы вернуться в график.

NSP МНЕНИЕ 

Большие централизованные системы (необязательно электронные) бывают весьма удобными. И для пользователей и (особенно) в управлении. Одна беда: они весьма хрупки (см. книжки Нассима Талеба). И чем сложнее конструкция – тем выше вероятность, что сбой в одном из элементов обрушит всю постройку. Скорость колонны определяется по самой слабой машине. Распределенные сети надежнее, но ими сложно командовать по вертикали. Это относится не только к регистрации сделок.   

Основные новости рынка недвижимости читайте в нашем телеграм-канале @Ne_dvizhka