Исторический вокзал в Токсово снесли незаконно, решил Конституционный суд
Активисты полагают, что постановление Конституционного суда по сносу вокзала в Токсово поможет уберечь от сноса десятки других объектов по всей стране.
В процессах по этому историческому объекту суды не применили меры предварительной защиты – не запретили какие-либо действия до вынесения окончательного решения, говорится в Постановлении КС № 17-П.
Напомним предысторию. Здание вокзала в Токсово было построено в 1916–1917 годах в стиле «северный модерн» по проекту финского архитектора Урхо Пяллия и гражданского инженера Николая Потехина. Зданием распоряжалось ОАО "РЖД"; в 2018 году компания решила снести вокзал, в 2019-м активисты подали заявление с требованием включить историческую постройку в реестр памятников. Областной комитет по сохранению культурного наследия культуре отказал; отказ был оспорен в суде. Активисты требовали остановить снос до завершения процедур, но опять же столкнулись с отказом.
В апреле 2021 года токсовский вокзал снесли; в августе областной суд признал оспоренный приказ комитета «недействующим со дня вступления решения в силу». В ноябре 2022-го в Токсово ввели в эксплуатацию новое здание.
Сейчас в судах продолжаются разбирательства по искам о признании незаконными разрешения на строительство и разрешения на ввод нового здания в эксплуатацию. Жалобу в КС направил один из активистов, житель Токсово Дмитрий Сергеев.
Конституционный суд в своем постановлении отметил, что в рамках действующей нормативной базы «суд оказывается лишенным возможности возложить на собственника здания обязанность воздержаться от сноса до окончательного рассмотрения дела».
КС постановил: оспариваемые нормы противоречат Конституции, законодателю надлежит внести в них необходимые изменения.
Адвокат Дмитрий Некрестьянов, партнер АБ «Качкин и Партнеры», заметил: «Сам Конституционный суд не создает нормы, а только высказывается об отмене и дает толкование: что делать, пока не появилось новое регулирование. Фактически КС разъясняет судам, что они должны учитывать при разрешении процессуального вопроса о мерах предварительной защиты. Но итоговое решение остается за судами».
Действительно, в постановлении КС говорится, что «при рассмотрении аналогичных споров суд вправе обязать собственника или законного владельца объекта, в отношении которого оспаривается отказ во включении в перечень выявленных ОКН, воздержаться от сноса». «Вправе» – значит, может, но не обязан.
Ну, хоть что-то.
У читателя может возникнуть резонный вопрос: а к чему это все, если вокзал все равно уже снесен? И зачем теперь, когда уже все случилось, тратить время и нервы в судах? (Деньги на оплату юристов поступают из добровольных пожертвований.)
«Мы обязаны идти до конца, – говорит Дмитрий Сергеев. – После вступления в силу решения областного суда в декабре 2021 года РЖД и его подрядчики должны были приостановить земляные и строительные работы на площадке. Этого сделано не было. Чиновниками и руководителями РЖД распространялись сведения, что новое здание вокзала построено по историческим чертежам и в старых габаритах. Однако документы свидетельствуют, что высота здания вокзала в ходе «реконструкции» увеличилась на два метра, этажность и площадь увеличены в два раза, добавилось не менее 10 новых окон. Федеральный закон строго запрещает увеличивать параметры (высоту, этажность, площадь) при реконструкции капитальных зданий, расположенных в защитных зонах памятников. Новый вокзал расположен в защитной зоне регионального ОКН «Станционная водонапорная башня». По ходу судебных процессов нам удалось получить интересные документы, которые доказывают незаконность действий монополиста и чиновников. К нам уже обращались и продолжают обращаться активисты из других городов и регионов – из Подмосковья, из Севастополя. Наш опыт важен. И чиновникам теперь поневоле придется быть осторожнее. Надеюсь, постановление КС поможет изменить правоприменительную практику. И убережет от сноса десятки других исторических объектов».