НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 18:45

Вокзал в Токсово снесли незаконно

13 сентября 2021 в 07:18

Областной суд отменил приказ Комитета по культуре ЛО с отказом включить Токсовский вокзал в список выявленных памятников. Правда, здание уже снесли.

Этого вокзала в Токсово больше нет. Фото предоставлено журналом «Пригород»

Вокзал в Токсово был построен в стиле «северный модерн» в 1916–1917 годах, по проекту архитектора Урхо Пяллия. Здание принадлежало РЖД. В 2019-м его решили снести, «в рамках реконструкции», как «не представляющее исторической ценности». Железнодорожники объявили конкурс. Активисты и градозащитники подали в суд, оспаривая результаты конкурса и разрешение на строительство. В конце 2019-го защитники вокзала обратились в областной Комитет по культуре, требуя включить деревянный вокзал в список выявленных объектов. Комитет в положенный срок не ответил; граждане обратились в прокуратуру с жалобой  на бездействие власти. В августе 2020-го председатель комитета Владимир Цой подписал приказ, в котором, со ссылкой на мнение комиссии, вокзалу отказали в статусе выявленного памятника. Идею сноса поддержал губернатор Александр Дрозденко, назвавший постройку «сараем в сайдинге». (Сайдингом постройку обшили сами железнодорожники.)

Градозащитники и активисты подали иск, оспаривая приказ комитета, требовали – через суд – наложить обеспечительные меры, проводили митинги и пикеты, писали в РЖД и Минкульт. Тщетно. В апреле 2021-го здание снесли. Скандал на этом не закончился: обломки постройки обнаружили на незаконной свалке у озера Лассылампи...

И вот теперь суд добрался до сути вопроса.

Привлечённые к суду в качестве «третьих лиц» руководители РЖД указали, что «на момент рассмотрения спора объект физически отсутствует», стало быть, спор не имеет значения.

Имеет. Хотя бы для того, чтобы эта история не повторялась, говорит один из истцов, житель Токсово Дмитрий Сергеев.

Утверждение, что сносом вокзала «права истцов не были нарушены», суд также отклонил: иск подали граждане РФ, значит, они «имеют право на участие в культурной жизни Ленинградской области, доступ к культурным историческим ценностям, сохранность объектов культурного наследия».

В иске активисты и эксперты указывали на формальные нарушения в порядке создания и работы комиссии, издания приказа. Суд их признал, но главным основанием для признания приказа незаконным стало другое. Комиссия, обследовавшая постройку в июне 2020-го, не выявила признаков аварийности. В итоговом протоколе было написано: повреждений сруба и несущих конструкций стен не имеется. А в итоговом мнении – уклончиво: «низкий процент сохранности». Что это означает, вызванный в суд эксперт пояснить не смог.

Голосовала комиссия так: представители комитета, РЖД и Токсовской администрации голосовали за снос. Трое экспертов – против, но остались в меньшинстве. Аргументы против статуса приводились странные. Здание в неважном состоянии; «сохранившаяся часть имеет низкую ремесленно-технологическую ценность». Суд отметил: «Доводы административного ответчика о неудовлетворительном состоянии конструкций объекта не могут лишать объект его историко-культурной ценности»... (А состояние постройки – это как раз забота собственника, то есть РЖД, не так ли?)

Если совсем упростить: федеральный закон разрешает сносить памятник только в случае его необратимой аварийности. А если здание ещё не признали памятником – надо разбираться с его ценностью, а не с техническим состоянием. (Особенно в свете недавних поправок в Конституцию – тех, где про "историческую память".)

Кстати: в сентябре 2020-го, сразу после вынесения скандального решения, тот же Комитет по культуре признал «выявленными объектами» похожие вокзалы на станциях Бородинское, Инкюля и Ояярви. Что выглядит несколько непоследовательно.

Суд признал приказ Комитета по культуре об отказе признать здание вокзала в Токсово выявленным памятником не действующим с момента вступления решения суда в силу.

Что дальше?

Наверное, кто-то из сотрудников получит выговор. Скорее всего, чисто формальный: губернатор своего мнения о «сарае» не изменил. РЖД возводит на месте снесённого вокзала новый. Токсовские активисты и градозащитники получили ценный опыт, защищая историю от чиновников, которым по должности положено её охранять. Решение суда (если оно устоит в апелляции) будет использоваться в следующих спорах. Деньги на адвокатов и независимую экспертизу граждане собирают сами.

Фото: Дмитрия Сергеева