НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

25 апреля, 11:29

Токсово осталось без вокзала

24 апреля 2021 в 13:07

В Токсово снесли здание исторического вокзала.

Демонтажные работали начались вечером в четверг и завершились сегодня, 24 апреля. От уникального здания 1910-х годов постройки осталась только груда обломков. Местные активисты возмущены. Руководители РЖД упорно продолжают называть происходящее "реконструкцией". На заборе вокруг руин прикреплено разъяснение от компании: "Здание вокзала в настоящее время не отвечает действующим требованиям транспортной безопасности, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Зал ожидания и кассовые окна, а также отсутствие санитарно-гигиенических помещений не удовлетворяют в полной мере потребностям пассажиров для комфортного пребывания". На претензии требовавших признать здание памятником говорят, что оно неоднократно перестраивалось, а сохранившиеся стены не были историческими. О собственной роли компании в "приспособлении" здания, в ходе которого вокзал ранее лишился элементов декора и был обшит дешёвым сайдингом, РЖД скромно умалчивает.  

Напомним, что защитники исторического вокзала в Токсово пытались спасти его с помощью судебных процедур. Но Ленинградский областной суд отказал в принятии обеспечительных мер по иску, в котором оспаривается распоряжение областного Комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти об отказе включить вокзал в перечень выявленных объектов культурного наследия. А поданный на этой неделе иск об оспаривании разрешения на строительство, в рамках которого просили принять меры предварительной защиты и запретить любые демонтажные работы до окончания разбирательства, рассмотреть не успели. Официальные обращения на имя председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова также пользы не принесли. 

Комитет в ответ на претензии жителей, заявил, что вокзал "не сохранился в историческом виде, горел и был перестроен". "Собственником разработан неплохой проект, согласно которому здание будет стилизовано под исторический вид", – добавили в комитете. Активисты отмечают, что это будет "китчевый новодел по мотивам старого здания", хотя чертежи оригинального здания Урхо Пяллия сохранились. "Нам предлагают даже не точно воссозданную копию, а какое-то подобие по мотивам и в объёмах старого здания. Здание было бревенчатым, а станет каркасно-щитовым. Фасады тоже различаются. И это все инстанции и их специалистов устраивает, всеми всё давно согласовано", – возмущаются жители.

Губернатор, в свою очередь, переадресовал претензии собственнику здания: "Я не давал и не мог давать разрешение (на снос. – NSP)". "Насколько я понимаю, разрешение на восстановление здания в исторических чертежах РЖД получили на федеральном уровне", – прокомментировал он.

Снос исторического здания вместо реконструкции с минимальным (в контексте бюджетов РЖД) объёмом возможных затрат на фоне протестов местных жителей вызывает недоумение. Компания и областные чиновники проявили настойчивость, явно достойную лучшего применения. И особенно странную – с учётом постоянных обращений к "исторической памяти", которые регулярно звучат с высоких трибун и даже включены в Конституцию. Или "это другое"?

NSP ДОСЬЕ

Токсово – станция Приозерского направления Октябрьской железной дороги. Вокзал в Токсово в стиле северный модерн построен в 1916 году по проекту архитекторов Урхо Пяллия и Николая Потехина. До наших дней дошли два таких вокзала: в Токсово и Грузино.