Реставрация Сестрорецкого вокзала может быть завершена в 2026 году
Комитет по охране памятников (КГИОП) выдал очередное разрешение на продолжение работ по реставрации здания Сестрорецкого вокзала.

В мае 2025 года КГИОП по заявлению ООО «ПСК «Содружество» выдал очередное разрешение на продолжение работ по реставрации здания Сестрорецкого вокзала и приспособление для современного использования. «В соответствии с решением суда работы по реставрации вокзала должны быть завершены в 2026 году», – сообщает пресс-служба КГИОП.
Проект был согласовал КГИОП в 2021 году. Согласно нему, исполнителю необходимо восстановить функцию здания вокзала, отреставрировать фасады и интерьеры с приспособлением здания для современного использования.
В мае 2023 года решением Арбитражного суда г. Москвы были удовлетворены исковые требования КГИОП обязать ОАО «РЖД» в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить реставрацию здания вокзала в соответствии с согласованной проектной документацией. В настоящий момент на объекте выполнены работы по реставрации фундаментов и несущих стен.
Еще предстоит отреставрировать здания из валунных камней и печь в зале ожидания с восстановлением дверец топочной по имеющимся иконографическим материалам. Кроме того, будут заменены три нижних венца наружных стен и стропильная система кровли. Будут проведены работы по восстановлению обшивки наружных стен в соответствии с рисунком обшивки здания 1910-х годов и др.
Здание вокзала было построено в 1898 году. Изначально фасады были бревенчатыми, без обшивки, а в ходе реконструкции в 1910-1917-х годах фасады зашили вагонкой с имитацией фахверка.
В 2004 году вокзал снова ремонтировали: обшивку фасадов заменили и упростили ее рисунок. В 2018 году от пожара значительно пострадала внутренняя отделка одного помещения, были повреждены балки перекрытия. Во время тушения пожара были выбиты стекла оконных заполнений второго этажа и мезонина, часть мезонина выгорела.
Здание Токсовского вокзала, построенного в 1916–1917 годах в стиле «северный модерн» по проекту финского архитектора Урхо Пяллия и гражданского инженера Николая Потехина, находилось в распоряжении ОАО «РЖД», когда в 2018 году общество решило его снести.
Активисты подали заявление в областной комитет по сохранению культурного наследия с требованием включить историческую постройку в реестр памятников. Однако чиновники отказали, и активисты пытались добиться сохранения вокзала через суд. Основную работу проводил местный житель и активист Дмитрий Сергеев; сообщал «Пригород». В 2021 году здание вокзала все же снесли, но г-н Сергеев обратился в Конституционной суд с требованием признать норму о невозможности принятия мер предварительной защиты в виде запрета на снос противоречащей Конституции РФ.
Конституционный суд решил, что Токсовский вокзал был снесен незаконно. Кроме того, в постановлении говорится: «При рассмотрении аналогичных споров суд вправе обязать собственника или законного владельца объекта, в отношении которого оспаривается отказ во включении в перечень выявленных ОКН, воздержаться от сноса».