НАШ ЦИТАТНИК: «Статус поселения «город» определяется не числом проживающих в нем людей. Город – прежде всего экономическая база, подразумевающая наличие производств, торговли, услуг и пр. Ничего похожего в новоявленных городах-спутниках Петербурга нет и близко...» Николай Пашков

7 декабря, 20:27

Херувимы, печи и иконы

6 октября 2018 в 06:00
2 824

Херувимы, печи и иконы

В казематах Петропавловской крепости открылся первый в России Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх».

В казематах Петропавловской крепости открылся первый в России Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх».

В семи залах недавно отреставрированных помещений Государева бастиона размещён многочисленный керамический декор (и его фрагменты), который некогда украшал столицу Российской империи. Это печи из петербургских квартир и фасадные панно, изразцы с купола Соборной мечети и капители со здания губернского кредитного общества, а ещё иконы и киоты – всего 200 экспонатов. Скульптурные изображения херувимов с колокольни снесённой церкви Анны Кашинской (на большом Сампсониевском пр.) и огромное гротескное панно со здания на Благовещенской площади, 3, где когда-то располагалась контора мастеров архитектурной керамики – фирмы «Гельдвейн – Ваулин». Экспонаты заставляют по новому взглянуть на знакомые, казалось бы, места Северной столицы.

Основа экспозиции – коллекция Музея истории города, где в 1960-1970-е работал настоящий «спасательный отдел». Его сотрудники, по согласованию с Инспекцией по охране памятников, собирали из дореволюционных домов, обречённых на тотальный капремонт, эти приметы хрупкой роскоши. Значительная часть экспонатов поступила из частной коллекции Константина Лихолата: директор реставрационно-строительной компании «Паллада» увлекается архитектурной керамикой. По его признанию, некоторые предметы удавалось получить невероятным образом: «Звонят знакомые строители и сообщают: «Хозяин квартиры, где делаем ремонт, выбрасывает старинную  печь, она ему мешает. Вам надо?» Изразцы из мечети оказались в коллекции в процессе реставрации: «Они выполнены на основе красной глины, а наш климат действует на них разрушительно, использовать их дальше было нельзя. Те, что сейчас оформляют мечеть, выполнены по историческим образцам, но по более долговечной технологии». Часть своей коллекции г-н Лихолат выставлял в офисе «Паллады», но мечтал о создании настоящего музея. Счастливым образом его мечты совпали с планами Музея истории города. С финансами для создания музея помогла «Группа ЛСР». Экспонаты из своих коллекций для музея «Керамарх» предоставили Эрмитаж, «Петергоф», подмосковное «Кусково», Иркутский краеведческий, Нижегородский историко-архитектурный, Орехово-Зуевский историко-краеведческий музеи и Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Археологическая экспедиция Академии наук РАН поделилась находками, сделанными в Новоиерусалимском монастыре. По разноцветным черепкам (фрагментам убранства ) можно судить о мастерстве мастеров-керамистов эпохи никоновских реформ. Так что в музее экспонаты не только петербургские.

Музей едва успел открыться, а его уже обещают расширить, выделив соседние казематы для временных выставок. Как отметила куратор экспозиции «Керамарх» Мария Макогонова, пока представлены экспонаты, выполненные до 1917-го: «Потом было другое время и другая керамика». Возможно, с ней нас тоже когда-нибудь познакомят.    

###gallery###