28 марта, 23:36

Аэроэкспресс не доехал до Питера

7 февраля 2019 в 16:00

Смольный отменил конкурс на строительство аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково.

Смольный отменил конкурс на строительство аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково.

Комитет по инвестициям выпустил распоряжение об отмене конкурса на создание линии аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта Пулково. Документ подписан сегодня, 7 февраля, председателем комитета Романом Головановым.

Конкурс объявили в конце июля. Комитет дважды продлевал сроки подачи заявок. Последний истёк 30 января. Оба раза дедлайн переносили по требованию РЖД. 

Инвестору предстояло построить двухпутную электрифицированную линию от аэропорта Пулково сначала до железнодорожной станции Шушары, а затем до Витебского вокзала. Запустить линию планировали в 2022 году. Главным претендентом на проект считалась московская компания «Аэроэкспресс», которая возит пассажиров в столичные аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково. 

В Комитете по инвестициям отмену конкурса объясняют необходимостью проработать разные возможности финансирования проекта, включая участие федерального бюджета. Напомним, что аэроэкспресс власти предлагали строить по схеме государственно-частного партнёрства. Концессионеру Смольный готов был предоставить капитальный грант на 10 млрд рублей (при общей стоимости проекта в 19 млрд рублей). Субсидии будущему перевозчику не предусматривались.

Чиновники также ссылаются на то, что надо провести «дополнительную работу по сравнению альтернативных вариантов улучшения транспортного сообщения с аэропортом в рамках комплексного развития территории». Например, можно улучшить автобусное сообщение, построить станцию метро или трамвайную линию до Купчино. Есть и вариант запуска аэроэкспресса до Балтийского вокзала. Для начала власти решили увеличить количество автобусов, курсирующих от аэропорта до метро «Московская».  Важным критерием оценки проекта является комплексный характер решения существующих задач транспортного развития района, сокращение сроков реализации и достижение максимального социального эффекта от реализации проекта, говорят в комитете. Необходимы меры, которые позволят решить проблему увеличивающегося пассажиропотока в условиях активного строительства новых жилых районов и увеличения количества мероприятий в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Напомним, что создать аэроэкспресс в Петербурге придумали около десяти лет назад. В прошлом году депутаты просили Смольный отказаться от проекта как от нерентабельного. Сегодня до Пулково можно добраться на общественном транспорте от станции метро «Московская» за 15 минут и за 40 рублей. Аэроэкспресс будет стоить дороже, а время в пути составит 25 минут, подсчитали активисты. В Москве билеты сейчас продаются по 420 рублей, в Петербурге ценник планировали опустить до 250-350 рублей. Однако убедить прежнюю администрацию не удалось. «Петербург заинтересован в этом проекте, мы будем делать всё, чтобы он был реализован в срок и с высоким качеством», – говорил бывший губернатор Георгий Полтавченко. 

Итоги 2018-го по пассажиропотоку в Пулково пока не подвели. Прогнозная цифра: 18 млн человек. К 2023-му, по плану развития аэропорта, она достигнет 25 млн, а к 2039-му – 35 млн пассажиров в год.

 «Аэроэкспресс» по итогам 2018 года впервые за пять лет увеличил перевозки пассажиров в аэропорты. Пассажиропоток вырос на 3,4% и составил 12,1 млн человек. Последний раз трафик заметно рос в 2013 году, после этого он скоращался или оставался неизменным. Падала и доля  «Аэроэкспресса» в доставке пассажиров в аэропорты. В 2014 году она составляла 21,6%, пишут  «Ведомости», а к концу 2018 года снизилась до 12,7%. Увеличить трафик помогла смена тарифной политки. Раньше билеты продавались по единой цене, но в 2018-м были введены тарифы  «Семья и Друзья» и «Пара». Разовый стандартный билет стоит 500 рублей, а новые предложения позволяют доехать в одном направлении  трем-четырём или двум пассажирам за 950 и 850 рублей, то есть не дороже, чем на такси.