НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 12:49

Невысокое мнение об отечественных материалах предвзято

4 мая 2015 в 06:00

В новой экономической ситуации застройщикам не избежать оптимизации бизнеса и экономии. Однако без бетона, кирпича и т. п. дом не построишь, поэтому некоторые компании в первую очередь снижают затраты на отделку мест общего пользования и благоустройство. О том, можно ли на этом экономить, как обстоят дела с импортозамещением и как влияет кризис на планы девелоперов, рассказывает генеральный директор ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ» Геннадий Щербина.

Щербина Геннадий Филиппович
председатель совета директоров
Группа «Эталон»

В новой экономической ситуации застройщикам не избежать оптимизации бизнеса и экономии. Однако без бетона, кирпича и т. п. дом не построишь, поэтому некоторые компании в первую очередь снижают затраты на отделку мест общего пользования и благоустройство. О том, можно ли на этом экономить, как обстоят дела с импортозамещением и как влияет кризис на планы девелоперов, рассказывает генеральный директор ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ» Геннадий Щербина.

– Планируете ли менять сроки реализации начатых проектов или откладывать старт новых?

– Кризис внес коррективы в производственный план, но они касаются перспективных проектов, строительство которых еще не начато. Что касается объектов, по которым у нас уже есть обязательства перед клиентами, — работа идет без остановок и будет завершена в объявленные ранее сроки.

– Стоимость основных стройматериалов растет. Как складываются ваши отношения с поставщиками?

– У нас хорошие отношения с партнерами, и рост цен на них значительно не повлиял. Поставщики, конечно, пытались менять условия и предлагать поставку материалов по более высокой стоимости. Но благодаря большим объемам закупок, дальнейшим перспективам сотрудничества и своевременной оплате за поставляемую продукцию нам удается находить взаимовыгодный компромисс. Поэтому мы практически не выходим за рамки ранее просчитанной себестоимости строящихся комплексов, а значит, нет и значительного увеличения цены квадратного метра.

– Какие материалы подорожали наиболее ощутимо и как изменилась конечная себестоимость квадратного метра за последние месяцы?

– Я бы не сказал, что какие-то материалы подорожали очень сильно, а какие-то нет. Цены растут одновременно на все, но при этом себестоимость наших проектов заметно не изменилась.

– Как вы развиваете идею импортозамещения и не будут ли отечественные аналоги хуже импортных?

– Считаю, что мнение о качестве отечественных материалов предвзято. Мы и раньше пользовались продукцией наших производителей — доля импорта составляла всего 4%. Главное, работать с ответственными поставщиками, выполняющими обязательства по качеству продукции.

Конечно, мы используем импортные краны, берем импортные опалубочные системы и т. п. Но уже сегодня в Подмосковье выпускают опалубку довольно высокого качества. Практически все электрооборудование производят российские компании. Отечественные предприятия начали делать батареи. Причем у одной из известных нам компаний качество радиаторов значительно выше, чем у некоторых зарубежных. Дело в том, что заграничную продукцию испытывают при более низком давлении, поэтому она крайне чувствительна к любым его перепадам. А российские батареи такие перепады выдерживают и при этом стоят дешевле.

– Правда, что в кризис в первую очередь сокращают расходы на отделку и благоустройство? На чем еще можно сэкономить?

– Застройщики сейчас продают не квадратные метры, а комфортную жилую среду. В это понятие входит и местоположение объекта, и его статус, и планировки квартир, уровень благоустройства, обособленное дворовое пространство и пр.

Сам дом — это высокотехнологичное сооружение. Поэтому безболезненно экономить, снижать себестоимость проекта без потери качества — довольно сложная задача. Здесь, скорее, стоит говорить об оптимизации проектных и технологических решений, к выбору которых мы подходим очень тщательно. Кроме того, эти решения корректируются и улучшаются годами. Например, в некоторых наших комплексах, внедряя приточно-вытяжные системы вентиляции, нам удалось существенно оптимизировать расположение и количество вентиляционных блоков. При этом расчетные нагрузки воздухообмена мы смогли сохранить на прежнем уровне. Благодаря этому отпала необходимость в верхнем техническом этаже, что заметно удешевляет проект. Это пример оптимизации проектных решений, а не экономии.

Что касается отделки и благоустройства, мы закупаем и используем только материалы и оборудование, ранее заложенные в проект. В этом отношении у нас ничего не изменилось.

– При реализации крупных строек компаниям зачастую приходится инвестировать в объекты, находящиеся за границами их участков. В кризис эта «благотворительность» закончится?

– Благоустройство территории — обязательный элемент девелоперского проекта. При организации процесса строительства им занимаются сразу после выполнения определенных этапов работ. Но мы стремимся благоустраивать комплексы еще до их ввода в эксплуатацию, хотя законодательство в ряде случаев (например, при сдаче объекта в зимний период) позволяет отложить этот процесс.

Без полного благоустройства нельзя создать комфортную среду проживания. А для этого, помимо обязательных работ, часто приходится решать вопросы, вроде бы напрямую нашей компании не касающиеся. Так, осенью 2014‑го мы за свой счет отремонтировали Русановскую улицу — разбитый участок от Октябрьской набережной до въезда на территорию комплекса «Ласточкино гнездо». Хотя обязательств таких у нас не было. В этом году мы, несмотря на непростое для строителей время, сделаем тротуар от второго корпуса «Ласточкиного гнезда» через реку Утку к остальным домам комплекса и далее. Кроме того, выполним освещение этой пешеходной зоны.