Лофт — это немного другой стиль жизни
Стартовал один из крупнейших в Петербурге проектов редевелопмента, подразумевающий превращение части территории Сестрорецкого инструментального завода в МФК «Петровский арсенал». Усилиями компании Sestra river developments (входит в Jensen Group) на участке около 14 га через несколько лет появятся жилые, коммерческие, спортивно-рекреационные и инфраструктурные объекты общей площадью 152 000 кв.м. Инвестиции в проект составят около $327 млн. Впервые в России промышленные корпуса будут преобразованы в жилье — лофты. Об особенностях уникального проекта рассказала директор по развитию недвижимости компании Ирина Анисимова.
Анисимова Ирина Александровна
Лахта-Центр
Стартовал один из крупнейших в Петербурге проектов редевелопмента, подразумевающий превращение части территории Сестрорецкого инструментального завода в МФК «Петровский арсенал». Усилиями компании Sestra river developments (входит в Jensen Group) на участке около 14 га через несколько лет появятся жилые, коммерческие, спортивно-рекреационные и инфраструктурные объекты общей площадью 152 000 кв.м. Инвестиции в проект составят около $327 млн. Впервые в России промышленные корпуса будут преобразованы в жилье — лофты. Об особенностях уникального проекта рассказала директор по развитию недвижимости компании Ирина Анисимова.
– Ирина Александровна, почему проектировщиком вы-брали российскую компанию «Спектрум»? Ведь в нашей стране не было примеров приспособления заводских построек под жилье.
– Изначально мы выбрали компанию для разработки мастер-плана (аналог российского генплана территорий), по итогам тендера ею стала английская фирма Paul Davis & Partners. Основную архитектурно-эскизную концепцию выполнила она. Но поскольку западные проектировщики работают по своим нормам, предпроектную проработку и проект имело смысл поручить российской компании, которая знает наши СНиПы. Был объявлен конкурс, который и выиграла ГК «Спектрум».
– Приходилось ли вам бывать в лофтах?
– В Англии мы посетили два таких объекта. Компания, которая сделала мастер-план «Петровского арсенала», показала лофты в районе Челси, преобразованные из бывших складов британского Минобороны. По их классификации это было доступное жилье. Сегодня Челси — один из самых дорогих районов английской столицы. Второй находится под Лондоном, в районе Вулвича. Бывшее предприятие преобразовано в многофункциональный комплекс, большая часть которого отдана под жилье.
«Лофт» по-английски означает «чердак». Хотя в разных странах этот термин используют по-разному. В Англии и некоторых европейских странах так называют бывшие промышленные помещения, превращенные в одно- или двухуровневые апартаменты. Их основная ценность — в огромных окнах и высоких (от 6 м) потолках. В другой части Европы и в Америке лофтами чаще именуют чердачные помещения, которые мы привыкли называть мансардами: просто на крыше строится еще один этаж с потолками 2,6 м.
Насколько я знаю, само слово пришло из Америки, но затем быстро завоевало Европу. Так как это жилье поначалу было дешевым, там в основном селилась молодежь. Но затем лофты стали входить в моду, ими заинтересовалась архитектурно-артистическая богема, а затем и другие респектабельные граждане. Так как предложений на рынке немного, то вместе со спросом начали расти и цены. Сегодня это один из популярных типов жилья, которое могут себе позволить весьма обеспеченные люди.
– Лофты — новое для российского рынка явление. Насколько они будут востребованы, особенно учитывая стоимость? Ведь вы позиционируете их в элитном сегменте?
– С одной стороны, трудно позиционировать наши объекты как элитные хотя бы потому, что мы выводим на рынок свыше 90 000 кв.м жилья, и не в центре Петербурга, а в Сестрорецке. Кроме того, это не новое строительство, которое позволяет планировать качество любого уровня. Нам придется работать в рамках существующих стен, проемов, дверей и планировок.
С другой стороны, на рынке нет четких критериев элитности, поэтому я бы назвала это «бизнес-класс плюс» или «премиум». Лофт — это немного другой стиль жизни. Думаю, он больше востребован людьми, которые могут позволить себе выбирать место жительства, теми, кто любит открытые пространства, обладает богатой фантазией и страстью к дизайну. Уже сегодня в «листе ожидания» у нас числится более 100 человек.
– Три из десяти состоящих под охраной исторических корпусов будут преобразованы под жилье. Сколько и каких квартир в них предусмотрено?
– Они разные по планировкам. Один из объектов — семиугольное здание водонапорной башни, расположенное вдоль канала. В башне пять уровней, на каждом будет всего по одной квартире с окнами на семь сторон.
Там предусмотрена очень оригинальная планировка: кухонный блок и ванная в центральной части апартаментов, а комнаты — вокруг. Здесь мы предлагаем двусветные квартиры с антресольным этажом. В парадной части потолки будут высотой около 6 м, а второй уровень расположится над кухней и ванной. Лофт на первом этаже будет иметь выход на собственный придомовой участок у канала.
Второе здание — центральный корпус со стеклянным атриумом (световым фонарем). Там будет общий застекленный и закрытый двор, а вход в квартиры на первом и втором этажах — из атриумной части. В третьем здании планировки также будут отличаться от первых двух, здесь окна расположены на разных уровнях.
С учетом второго уровня минимальные размеры квартир составят 90, максимальные — 170 кв.м, хотя желающие могут объединить соседние блоки и получить более просторное жилье. Всего предусмотрено около 150 лофтов.
– По какой цене планируете их продавать?
– Лофты — это не то жилье, которое можно продавать по квадратным метрам. Здесь все-таки важна «кубатура», недаром мы все время говорим об огромных окнах и шестиметровых потолках. Пытаясь прогнозировать цены, мы исходили из стоимости объема, то есть одного блока. Не могу назвать конкретные цифры, у нас даже не закончено проектирование, все меняется весьма быстро. Полагаю, что цены будут от 130 000 до 250 000 рублей за 1 кв.м.
– Предусмотрена ли возможность свободной планировки? И будет ли шоу-рум с образцовым ремонтом и обстановкой?
– Да, в ближайшие месяцы мы намерены выбрать дизайнера по интерьеру жилой части, где кроме лофтов предусмотрены таун-хаузы и квартиры. Будут подготовлены и представлены несколько вариантов отделки, планировки и обстановка для всех трех типов жилья.
Покупатель может выбрать готовое решение или обустроить все по-своему. Свободная планировка предусмотрена, но в договоре мы пропишем обязательство, по которому собственник должен согласовать любые переделки с нашими проектировщиками и архитекторами. Но решения по окнам, фасадам и крыше менять нельзя.
– Шестиметровые потолки — это и преимущество, и в некотором смысле недостаток. Не разорится ли хозяин такой квартиры на обогреве пространства и будет ли одинаково тепло на обоих уровнях жилья?
– Исторические стены почти метровой толщины прекрасно держат тепло, мы это проверяли. Что касается отопления подобных помещений, то нам ничего не надо придумывать, Европа давно все изобрела: в современных системах отопления можно установить таймеры, которые к определенному времени прогреют комнаты до необходимой температуры.
Более того, система позволит экономить электричество и другие ресурсы. Что касается температуры на разных этажах, то состоятельные граждане вполне могут себе позволить установить систему климат-контроля.
– Плиты пола и крышу вы обещали заменить. Насколько эффективна планируемая технология очистки стен от масел? Скептики неоднозначно оценивают экологичность лофтов.
– Потолки, стропильные системы, плиты перекрытия и полы будут полностью разобраны и утилизированы на полигоне, останутся только стены. Мы их очистим. Если у европейцев получается, почему в России это невозможно? У нас работали финские консультанты, они дали несколько вариантов очистки, которые мы будем пробовать. Окончательный способ еще не выбрали.
– Сколько и каких квартир будет в новых зданиях?
– Кроме лофтов мы будем строить монолитно-кирпичные 4-5-этажные дома с квартирами от 50 до 150 кв.м, а также таун-хаузы с секциями от 180 до 280 кв.м. В самых больших секциях предусмотрено четыре уровня, где на первом запланированы гаражи на две машины.
За каналом, вне зоны охраняемого памятника, будет возведен разноуровневый (10-20 этажей) жилой комплекс более экономичного класса. В нем предусмотрены примерно 300 квартир площадью от 45 до 120 кв.м, а также двухуровневый паркинг под одним из корпусов. Кроме того, рядом будет построен многоярусный гараж на 600 мест. На верхних этажах планируется несколько видовых квартир по 120 кв.м.
Пока мы не решили, будет ли там эксплуатируемая кровля. Этот комплекс не совсем вписывается в концепцию «Петров-ского арсенала», но, учитывая ограничения КГИОП в исторической части, мы хотим увеличить плотность застройки за счет этих зданий. Например, в проекте «Набережная Европы» плотность застройки запланирована на уровне 1 к 3, а у нас — 1 к 1. К тому же у нас есть охраняемый парк.
– Когда собираетесь открыть продажи?
– Хотелось бы до Нового года, но точно пока неизвестно.
– Вы сами будете продавать жилье или привлечете брокера?
– Думаю, будет 50 на 50. Наш офис располагается в Сестрорецке, и не всем деловым гражданам удается выкроить время для поездки, поэтому нам не помешала бы вторая площадка в городе. Мы ведем переговоры почти со всеми известными брокерами в Петербурге и даже в Москве, но пока не выбрали.
– Вы говорили, что в «листе ожидания» уже более 100 человек. На какой тип жилья выстроилась очередь?
– Как ни странно, в основном на лофты. «Высотка» большого интереса не вызвала, там всего несколько человек, около 30% интересуются таун-хаузами и более половины — лофтами.
– «Петровский арсенал» будет закрытым городком?
– Конечно, общественно-деловая часть должна иметь свободный доступ, и там будут свои въезды и гостевая парковка. В жилой части шестиметровые заборы городить не будем, но планируем разработать систему контроля доступа с минимальными ограждениями и шлагбаумами.
– Кто будет эксплуатировать МФК и управлять им?
– Пока думаем создать свою УК, которая будет заниматься как коммерческой, так и жилой частью. Мы бы и рады привлечь стороннюю организацию, но если в Петербурге уже есть профессиональные компании, то в Сестрорецке их пока нет, а персонал вряд ли захочет ездить сюда на работу из города.
– Назовите основных участников проекта, а также тех, кого еще предстоит выбрать.
– Первый — Институт проблем предпринимательства, который разработал концепцию (один из ее основных авторов — Алексей Шаскольский). Не менее значима роль разработчиков мастер-плана — компании Paul Davis & Partners. Следующий этап включал разработку проекта планировки, причем не только на наш участок, но и на весь квартал размером 58 га.
И здесь нужно было учесть и согласовать пожелания всех соседей, а это безумно сложно. Но Институт строительных проектов под руководством Светланы Смирновой прекрасно справился с заданием — в августе успешно прошли общественные слушания.
Наконец, ГК «Спектрум», которая адаптирует английский проект под наши стандарты. С генподрядчиком будем определяться в ближайшие месяцы, как только проект пройдет экспертизу. Ну а инвестором, как известно, выступает Jensen Group.
– Когда первые покупатели лофтов смогут въехать в новые квартиры?
– Если все пойдет по плану и мы выйдем на стройплощадку в конце года, то первые жильцы смогут начать отделочные работы к концу 2010-го — началу 2011-го. Ну а заселяться, видимо, будут в 2012-м, ибо мало кто захочет жить на стройке.