НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 02:03

Хочется идей, пусть даже фантастических

5 августа 2013 в 06:00

Архитектурный конкурс, ежегодно проводимый на Международном инвестиционном форуме PROEstate, приобретает новый масштаб. Молодым архитекторам предстоит разработать мастер-план городской территории — новой или исторически сложившейся, но пришедшей в упадок. Площадки для проектирования готовы предоставить Сургут, Екатеринбург, Ульяновск, Волгоград, Красноярск, Казань и Московская область. Более подробно о конкурсе рассказывает один из его организаторов, управляющий партнер группы компаний «АйБи ГРУПП» Сергей Игонин.

Игонин Сергей Юрьевич
управляющий партнер
ГК «АйБи Групп»

Архитектурный конкурс, ежегодно проводимый на Международном инвестиционном форуме PROEstate, приобретает новый масштаб. Молодым архитекторам предстоит разработать мастер-план городской территории — новой или исторически сложившейся, но пришедшей в упадок. Площадки для проектирования готовы предоставить Сургут, Екатеринбург, Ульяновск, Волгоград, Красноярск, Казань и Московская область. Более подробно о конкурсе рассказывает один из его организаторов, управляющий партнер группы компаний «АйБи ГРУПП» Сергей Игонин.

– Компания уже не первый раз выступает соорганизатором творческого состязания в рамках PROEstate. Почему это важно для вас?

– Есть несколько побудительных мотивов, по которым мы принимаем такое активное участие в организации архитектурного конкурса. Во-первых, это наша позиция как горожан и людей, любящих свою страну. Мы надеемся, что в скором времени у нас появятся здания, не только достойные великого исторического наследия, но такие, которые можно будет отнести к архитектурным событиям современности. Пока у нас таких примеров нет. Но надо двигаться вперед. Конкурсы помогают это делать. Высказываются новые идеи, подходы, возникает соревновательность. Для молодежи это возможность быть «увиденной».

Во вторых, мы как консультанты, брокеры и управляющие коммерческой недвижимостью убеждены, что качественная архитектура придает дополнительную стоимость продукту, который мы продаем или продвигаем. Чем здание интереснее, тем охотнее туда идут посетители, а значит, и арендаторы.

Кроме того, архитектурный конкурс как составляющая инвестиционного форума — не наша идея. К примеру, MIPIM все больше внимания уделяет архитектуре. PROEstate каждый год подтверждает статус серьезной международной площадки для привлечения инвестиций в недвижимость. Надо ориентироваться на то, что происходит в мире.

– То есть потребительский спрос на архитектуру сформирован?

– Запрос на красоту и гармонию есть всегда. Другое дело, что в определенные эпохи, например как в России в 1990-е годы, заботы о хлебе насущном для большинства сограждан отодвинули этот запрос на второй план. И ржавые ларьки у метро не раздражали. Сегодня многое изменилось. Конечно, большинство горожан вряд ли способно состязаться с профессиональными критиками и оценить полноценность архитектурной идеи.

Но люди видят, насколько здание соответствует месту, могут уловить его актуальность, оценить качество материалов. Свое мнение о зодчестве волей-неволей вырабатывают все. Ведь оно постоянно вторгается в нашу жизнь.

– Что вы лично воспринимаете как событие в архитектуре?

– Для меня это точно не 163 этажа Burj Khalifa. Бесспорно, это торжество инженерной мысли, но не архитектуры. Я вообще не сторонник высотного домостроения, особенно в его российской экономичной версии. 25 этажки, напичканные однокомнатными квартирами, вызывают оторопь. Они отрывают человека от того места, где он живет. А это неизбежно ведет к маргинализации целых районов.

Посмотрите на двух-трех-четырехэтажный современный Гамбург, на эти небольшие дома с садиками. Видно, что людям живется там хорошо, они гораздо ближе к земле, чем в высотных новостройках. Я не знаю, событие это или нет, но мне нравится район Хаффен Сити. Красива новая архитектура Берлина.

Мои отношения с архитектурой складывались под влиянием классического Петербурга. Наш центр кажется мне человечным. Особенно люблю Петроградку и Васильевский остров (в его исторической части).

– Чаще всего бизнес требует от архитекторов не красоты и оригинальности решений, а функциональности и хорошей экономики проекта в ущерб всему остальному. И кто тогда отвечает за качество?

– Для меня роль архитектора однозначна — он проектирует здание. Неоднозначен результат. Тут работает расхожая истина, что у победы много отцов, а поражение — всегда сирота. И в треугольнике «девелопер — строитель — архитектор» все хотят назначить виновного. Все прекрасны, умны и талантливы только в случае победы. Но и поражение надо делить на троих!

Качественное зодчество неизбежно сопряжено с высоким качеством материалов и строительства. Иначе замысла будет не узнать! Мне очень нравится проект бизнес-комплекса «Белая Площадь», реализованный в Москве у Белорусского вокзала Coalco и AIG. Там удалось все, потому что тщательно считали, но не экономили на мелочах.

– В этом году конкурс называется «Молодая архитектура в современном девелопменте». Начинающим архитекторам придется учитывать экономическую составляющую в проектах?

– Нет проектов без экономической составляющей, если это не памятники. Хотя и у памятников есть «отложенная» экономическая эффективность. Девелоперы часто говорят, что западные архитекторы лучше умеют считать деньги, нежели отечественные. Думаю, они просто привыкли в это верить.

Экономику, прежде всего, должен считать девелопер. И понимать, что если он берет архитектора, у которого нет опыта работы с проектами определенного типа, класса, функционала, то у него неизбежны ошибки, иногда фатальные. Западные архитекторы тоже иногда ошибаются и не всегда безупречно просчитывают проект. Надо смотреть не на страну проживания, а на портфолио.

– Экономика в ближайшие годы позволит нам увидеть яркие решения в архитектуре? Будет ли на рынке спрос на молодых специалистов?

– Молодые архитекторы будут востребованы ровно настолько, насколько будут готовы учиться, воспринимать мировой опыт, ездить, смотреть, стажироваться, насколько они будут раскованны и креативны. Я думаю, прав Сергей Чобан, когда говорит о том, что нам пора не просто идти в кильватере западных мэтров, а создавать свою российскую архитектуру.

Будущее не представляется мне в мрачном свете. Вполне возможно, что шедевров станет меньше. Но тем важнее делать качественный продукт, который можно реализовать.

– Расширяется география конкурса: раньше его проблематика ограничивалась Петербургом. И сроки удлиняются: теперь он рассчитан на два года. В чем логика этих решений?

– Она на поверхности. Первый конкурс родился спонтанно, и времени у нас было ровно столько, чтобы просто взять студенческие работы и выставить их на суд зрителей. Но движимые идеей того, что молодежь должна развиваться и для этого надо создавать условия, мы поступили честно по отношению к ребятам, то есть провели конкурс зрительских симпатий.

Второму конкурсу придали уже более серьезный вид: объявили заранее условия, сроки, состав жюри, выдали исходники. Мы решили, что он должен иметь прикладное значение, пусть и в рамках «бумажной» архитектуры. Пришлось убеждать в этом чиновников, которые боялись предоставлять под проектирование реальную территорию. Нам хотелось увидеть (для начала — на бумаге), как может новая архитектура внедряться в исторический центр, и сравнить разные идеи, пусть даже совершенно фантастические. Потому что много разговоров о том, каким должен быть Петербург, но визуальных образов мало.

В этом году изменилось место проведения конкурса, поскольку форум проходит в Москве. Поэтому было бы неправильно ограничивать архитекторов исключительно петербургской площадкой. Ну а так как мы долго не могли решить, будем ли развивать конкурс дальше, мы не стали делать его впопыхах. В этом году состоится «предконкурс».

Гильдия управляющих и девелоперов обратилась к Совету главных архитекторов субъектов РФ и МО, те предложили площадки. На PROEstate состоится их презентация, отбор лучшей. И тогда можно будет провести полноценный конкурс с исходной документацией, спонсорами и т. п.

«НП» досье VII Международный инвестиционный форум PROEstate состоится 9–11 сентября в Москве. Это ключевое мероприятие на российском рынке недвижимости. Деловая программа собирает более 3000 участников из 30 стран мира и 70 российских городов. Форум 2013 организует Всероссийская гильдия управляющих и девелоперов при поддержке Министерства регионального развития РФ и правительства Москвы. В его рамках пройдут мероприятия, посвященные развитию территорий, созданию качественной городской среды и градостроительному планированию. Экспонентами форума станут архитектурные и проектные бюро, для которых будет организована специальная экспозиция. Пройдет серия дискуссий, эксперты обсудят вопросы регенерации территорий, комплексной застройки, современной градостроительной деятельности в Европе. Также будут затронуты проблемы градостроительных вызовов для исторических центров. С лекцией выступит урбанист Вини Маас. На PROEstate будут подведены итоги Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности Green Awards и конкурса FIABCI-Россия — российского этапа FIABCI Prix d Excellence.