НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека - важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

25 апреля, 09:33

Дорогам поменяют карту

21 сентября 2017 в 12:37

Минэкономразвития разработало дорожную карту инфраструктурной ипотеки. Государство сокращает свои инвестиционные расходы и рассчитывает на частный капитал.

Минэкономразвития разработало дорожную карту инфраструктурной ипотеки. Государство сокращает свои инвестиционные расходы и рассчитывает на частный капитал.

Об инфраструктурной ипотеке говорил на Петербургском форуме президент Владимир Путин. Об основных идеях дорожной карты со ссылкой на чиновников Минэкономразвития сообщают «Ведомости». Пока она содержит 18 мер, которые должны максимально снизить риски и издержки инвесторов. «В условиях планируемого сокращения инвестиционных расходов в бюджете нам нужно искать другие источники финансирования инфраструктуры, которая может стать ограничителем для экономического роста», – цитирует издание министра экономического развития Максима Орешкина.

Расходы бюджета на инфраструктуру, по данным инвестиционной компании Infraone, сократились с 3,7% ВВП в 2012 году до 2,5% в 2016-м. Аналитики считают, что частный капитал мог бы вложить в нее в 2017-2018 годах до 2,3–2,4 трлн рублей, но вряд ли вложит больше 545 млрд.

Чтобы сделать старую сказку былью, Минэкономразвития предлагает снизить норму резервирования под кредиты государственно-частным партнерствам, предоставить таким проектам госгарантии на сумму до 300 млрд рублей, компенсировать расходы инфраструктурных инвесторов налоговыми поступлениями от инфраструктуры (система Tax Increment Financing, пока отсутствующая в России), привлечь к финансированию тех, кто пользуется инфраструктурой по принципу «бери или плати».

Самое радикальное предложение Минэкономразвития состоит в том, что государство должно заплатить каждый раз, когда оно меняет для инвесторов правила игры. Если очередное решение высоких инстанций ухудшает экономику проекта, инвестор должен получить компенсацию из бюджета. У других мер калибр помельче: возмещение НДС, контроль за стройкой по системе BIM. В концессию, возможно, разрешат передавать незавершенные проекты.

По словам аналитиков, которых цитируют «Ведомости», стране остро не хватает частных инвестиций в относительно небольшие инфраструктурные объекты. В крупные стройки стоимостью 10-20 млрд рублей вкладываются в основном три крупнейших банка с государственным участием в капитале. Привлечь частные деньги в мосты, региональные автотрассы, железнодорожные переезды, которых нужны тысячи, пока не получается. Среди причин – отсутствие инвестиционного рейтинга у большинства регионов (а тем более – муниципалитетов) и неумение властей на местах как следует структурировать проекты ГЧП. 

С учетом этих обстоятельств с дорожной картой суетились напрасно.