Ценные кадры
«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей!» - в песне Юрия Визбора технолог Петухов примерно так объяснял африканскому наследнику преимущества советской системы.
Система рухнула, а желание гордиться достижениями осталось.
Ну, что ж, пройдемся по опорным пунктам.
Свежий скандал в Министерстве культуры – что говорится, на слуху. Хотя суммы незаконно усвоенного, прямо скажем, несерьезные – то ли 40 млн рублей, то ли 100 млн. Для нас с вами, допустим, огромные деньги, а для людей, сидящих непосредственно у денежного краника – сущие копейки.
Но все же стоит внимательно посмотреть на жизненный путь главного фигуранта, Григория Пирумова. (Оставляем за скобками вопрос о его виновности или невиновности). Итак: возраст – за 50; на пике перестройки с отличием окончил физтех МГУ, затем защитил кандидатскую (что-то про летательные аппараты). Потом – кооператив, биржа, «Русский дом недвижимости». Второе образование – финансово-экономическое. Несколько лет служил в столичной мэрии, и снова – РДН, генеральный директор. Оттуда и пришел в министерство…
Вот эта синусоида – бизнес-власть-бизнес-власть – вообще характерна для «эффективных менеджеров» пост-советского поколения, из тех, кто не входит в касту «силовиков». Хоть Сергея Бодрунова взять, хоть Александра Вахмистрова… (Александр Иванович, правда, в отличие от многих других, культурой руководить никогда не брался, твердо шел по строительной линии).
Насчет Енисея. Здесь можно без персоналий – про «эффективных менеджеров» госкомпании «РусГидро» заговорили после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Тут, конечно, интересны цифры. Вот, например, капитализация компании в 2009 году составляла 315 млрд рублей, а по итогам 2013-го – 180 млрд. Весь этот период компанией руководил Евгений Дод (МАИ – «Юкос» - РАО ЕЭС – «РусГидро»). То есть ценность актива снизилась на 43%. А вознаграждение членов правления компании – наоборот: за тот же период выросло с 5,5 млн до 44 млн рублей. На каждую мудрую голову. Их там 14 штук.
С ракетами тоже как-то не очень. За последние шесть лет в российской космонавтике случилось 15 крупных аварий, 20 серьезных спутников накрылись. Программа ГЛОНАСС на финише оказалась в 9,6 дороже, чем предполагалось на старте, по ходу руководители проекта украли 5,6 млрд рублей. Работает так себе. Космодром «Восточный»: стоимость строительства оценивается в 300 млрд, 13 млрд уже сперли официально, два уголовных дела. При этом до рабочих деньги не доходят месяцами, а ракета-носитель «Союз-2.1а» и вовсе не влезла на стенд космодрома – проектировщики промахнулись, бывает, взяли параметры старой модели. Руководили Роскосмосом в основном генералы; не заладилось. Решили взять гражданского. Знакомьтесь: Игорь Комаров. За 50, окончил МГУ (экономист), далее: Инкомбанк, Сбербанк, Норникель. Из Норникеля он ушел в советники главы ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Перед назначением в Роскосмос он потренировался в должности президента АвтоВАЗа.
Ничего не напоминает? Ага. Если их с Пирумовым поменять местами – никто бы и не заметил. Ну, масштаб, правда, разный, но траектория та же.
Кстати: куратор оборонной отрасли г-н Рагозин – журналист, главный по культуре г-н Мединский – пиарщик. Их основная компетенция – производить впечатление. Да и с этим как-то…
Но вообще-то в номенклатуре среднего уровня ценятся две специальности: финансы и недвижимость. Почему-то считается, что если человек имел отношение к недвижимости, то уж всем, что имеет четыре стены, он сумеет управлять. Будь то Изборская крепость или Большой театр…
Официальные цифры украденных космических миллиардов выглядят смешно. Любой знающий чиновник – к примеру, из причастных к дорожному или олимпийскому строительству - пояснит: параметры РОЗ (распил, откат, занос) составляют никак не мене 50% бюджетного финансирования. Обычно – до 70%.
Вот и наш вечный соловей Иосиф Кобзон поясняет: в минкультовой истории виновато государство! Мало денег выделяет. Выделили бы больше - хватило бы и украсть, и что-то даже (может быть) отреставрировать. А так только на первую часть.
Закономерности видны невооруженным глазом.
Первая. Квалификация руководителей из новой номенклатуры может вообще не иметь отношения к отрасли, коей они управляют. Профессионалов увольняют безжалостно, чтобы не создавали фон. (См., например, свежую историю с отставкой бессменного руководителя Госархива Сергея Мироненко).
Вторая. Объем бюджетных вливаний в конкретные проекты и направления позитивно влияет на размер отката, и негативно - на конечный результат.
По отдельности страна, может, и справилась бы с этими напастями. Однако, пересекаясь и накладываясь, они составляют критическую для нашей экономики массу…