Может, уже пора разрешить застройку полей вблизи мегаполиса?
Своим мнением с «НП» поделились Арсений Васильев, Леван Харазов, Марина Агеева, Андрей Бочков, Елена Бодрова и другие известные персоны из сферы недвижимости.
Арсений Васильев,
гендиректор ГК «УНИСТО Петросталь»:
– Следует утвердить единую градостроительную документацию, которая будет полно и максимально конкретно регулировать возможности освоения каждого участка. Сейчас у нас использование земли регламентирует, с одной стороны, законодательство о категориях, с другой — местный Генеральный план, с третьей — ПЗЗ. В итоге неизбежно возникают противоречия. На мой взгляд, регулятором должны быть ПЗЗ. Практика деления земель на категории вообще должна уйти в прошлое. Единая документация приведет к максимальной инвестиционной привлекательности участков. Любой инвестор, желающий реализовать свой проект — неважно, жилой, промышленный или сельскохозяйственный, будет понимать, где это возможно.
Евгений Богданов,
гендиректор финского проектного бюро RUMPU:
– Зону разумного компромисса стоит искать в стратегии, которую должно принять и утвердить правительство. Главное, чтобы она оставалась неизменной на протяжении долгого времени. Развитие мастер-плана постоянно страдает из-за того, что каждое новое руководство начинает пересматривать уже принятые решения. Власти должны раз и навсегда определить, какая территория будет предназначена для сельского хозяйства, а какая — для жилищного строительства. Постоянные метания не принесут пользы ни одной стороне.
Максим Сурков,
руководитель юридического отдела компании «ВсевИнвестСтрой» (коттеджные поселки «Петровское Барокко», «Шагрово»):
– Нужно разрешить застраивать поля, но с учетом определенных правил. И Петербург, и Ленобласть расширяются, и если не сегодня, то через десять лет эти земли все равно будут застроены. Поэтому лучше подумать об этом сейчас. На мой взгляд, инициатива должна исходить от чиновников. Опираясь на генпланы территорий, они должны разработать профессиональную и грамотную концепцию развития каждой зоны, а потом вынести ее на обсуждение граждан. И нужно предусмотреть не только жилье, но и коммерческие, промышленные, социальные, инженерные и рекреационные объекты. Полный запрет ни к чему хорошему не приведет.
Леван Харазов,
генеральный директор компании «БКН-Девелопмент»:
– Ответ простой: развитие города неизбежно. Если посмотреть назад, то за 300 лет границы Петербурга увеличились, наверное, в сто раз. Города росли и будут расти, поглощая поля, леса, деревни и кладбища. Если вы помните, еще не так давно возле Кольцевой вблизи Ленинградки в Москве был большой пустырь. Сегодня там все застроено. Жилая застройка вплотную приблизилась к аэропорту Шереметьево. То же будет и в Петербурге. А если отдельные чиновники и депутаты считают, что смогут повлиять на ход исторического развития, пусть так думают, но от этого ничего не изменится.
Марина Агеева,
директор по продажам УК «Теорема»:
– Компромисс, как всегда, где-то посередине. Если сказать: «Вот вам поля, стройте, что хотите», — обязательно найдутся компании, которые неадекватно оценят свои силы, свой продукт и его востребованность, конкуренцию или рыночную ситуацию. Как итог мы увидим много незавершенных домов. Да и несогласованные действия нескольких застройщиков на одной территории еще ни к чему хорошему не приводили. Очень бы хотелось, и мы к этому медленно и печально, но идем, понимать политику развития региона лет на 10–15. Где и какие зоны будут развиваться, где будет жилье, где промышленность, а где дороги. Если мораторий объявляли для разработки вот такого проекта комплексного освоения для всей Ленобласти, это было бы просто замечательно. А у нас пока ни с того ни с сего возникают какие-то цветные зоны — этот стрессовый сценарий в недвижимости недопустим.
С другой стороны, мне кажется, выращивать что-то вдоль КАД — неприбыльный бизнес. Конечно, эти территории надо осваивать по-другому, но по единой концепции.
Лидия Пашнова,
директор по маркетингу ИСГ «Сплав»:
– Ни то и ни другое. Территории вокруг мегаполиса должны развиваться сбалансированно, места хватит и для сельского хозяйства, и для других целей. Вот только если уж участок имеет с/х назначение, то должен так и использоваться. А в Петербурге, например, еще очень много незадействованных земель. Надо и предприятия выводить. На территории между Московским шоссе и Витебским проспектом вообще еще зайцы бегают. С другой стороны, «в поля» застройщики идут не от хорошей жизни — просто там земля дешевле, а в этом бизнесе все в деньги упирается.
Светлана Невелева,
советник руководителя ГК «Стинком»:
– Беда в том, что понятная забота федеральных властей об охране сельхозземель не учитывает специфику регионов. В Краснодарском крае, наверное, грех — застраивать поля жильем. Но в нашем и других северных регионах, где хорошо растет только борщевик, нужен другой подход. Если поле давно пустует, но при этом есть возможность подвести коммуникации, проложить дороги и есть острый спрос на жилье в этом районе, все-таки нужно искать разумный компромисс. Забота о сельхозрезервах — это общий тренд, в целом, конечно, правильный. Но нельзя впадать в крайности. Хуже всего, что все эти конфликтные истории отпугивают потенциальных покупателей загородной недвижимости: а ну как дачный дом отнимут… А ситуация на рынке и без того нестабильная.
Андрей Бочков,
генеральный директор УК «ПулЭкспресс»:
– В нынешней ситуации запрет на перевод сельхозземель имеет больше плюсов, чем минусов. Все-таки это попытка хоть как-то упорядочить ситуацию. Давайте для начала разберемся с утвержденными генпланами поселений, с тем, что уже сделано, оценим резервы по объектам инфраструктуры, по «социалке»… Понятны чаяния инвесторов, купивших тысячи гектаров сельхозземель в надежде застроить их. Но ведь здесь действительно много лукавства. Настоящие дачные поселки появляются лишь вдали от города, и здесь предложение и без того очевидно превышает спрос. А в пригородах под видом дач строят полноценное жилье для постоянного проживания. А это ведь неучтенная нагрузка и на транспортные артерии, на коммунальные ресурсы и т. д.
Пусть и не всех, но кого-то нынешняя ситуация стимулирует использовать с/х поля по назначению, а это отрадно. Конечно, радикальными мерами нельзя ограничиваться. И нужно искать компромисс между интересами с/х отрасли и жилищной сферы. Но, повторюсь, в нынешнем курсе я склонен видеть больше позитива.
Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
– Главное — перестать метаться. У нас вектор меняется постоянно. В Ростове, где проблема пригородной застройки очень актуальна, главный архитектор сказал: «Нет такого крестьянина, который не мечтал бы стать девелопером». Пока сохраняется возможность перевода сельхозземель под строительство, все будут идти по наиболее доходному пути. Лучший выход — если власть сформулирует свою позицию, какой бы она ни была, и будет ей следовать.