Торговля держится
Торговые центры Петербурга не растеряли арендаторов, несмотря на ограничения из-за пандемии.
Согласно отчёту JLL, на конец декабря в ТЦ свободными оставались 3,4% площадей, что на 0,2 п.п. ниже, чем год назад. При этом большая часть магазинов не работала четыре месяца, периодически закрывался и открывался общепит.
На уровень свободных площадей никак не повлиял и запуск двух новых торговых центров, подчёркивают консультанты. Речь о Green Park в Славянке общей площадью 23 900 кв.м и третьей очереди Outlet Village Pulkovo (около 8000 кв.м).
Впрочем, о восстановлении спроса на докризисном уровне говорить рано. Свободные помещения в четвёртом квартале активно заполняли магазины сезонных товаров на условиях краткосрочной аренды (верхняя одежда и головные уборы, новогодние украшения и пр.). Большинство же действующих арендаторов вели переговоры о продлении скидок на следующий год. Однако собственники, как правило, согласовывали дисконт лишь на краткосрочную перспективу.
По данным JLL, покупательский трафик торговых комплексов сократился в целом на 20–30%. Среди потребительских запросов преобладают товары первой необходимости. В торговых центрах уменьшилось присутствие таких брендов, как Mixit, «Связной», Reike, «Шарпей», Concept Club и др.
Распределение объёма пустующих площадей во многом зависело от формата ТЦ. Так, наибольшая доля вакантности (5%) наблюдается в окружных и районных торговых центрах. Там в большей степени представлены индивидуальные предприниматели и малый бизнес. Эти категории значительно пострадали от простоя в работе.
В наиболее же ликвидных торговых центрах свободны не более 2% площадей. Туда гораздо охотнее приходят марки, ранее не представленные в городе. Так, в ТРК «Галерея» открылся монобрендовый бутик спортивных товаров The North Face, в «Охта Молле» и «Питер Радуге» – магазин итальянской косметики Kiko Milano, в «МЕГА Дыбенко» магазин итальянской одежды Calliope, а в «Меркурий» пришёл s.Oliver Shoes. Петербургские аутлеты пополнились такими брендами, как Zilli, Gramz, Coccodrillo, Mees.
«Ритейлеры продолжат искать баланс между онлайн- и офлайн-магазинами, оптимизируя присутствие в торговых центрах, – отмечает Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – Вероятен рост вакантности в ТЦ с устаревшими концепциями, в таких объектах будет возрастать доля несетевых ритейлеров».
В 2021-м ожидается открытие трёх новых ТЦ: их общая арендопригодная площадь составит 62 000 кв.м. На высокой стадии готовности находится четвёртая очередь «Заневского каскада» рядом с метро «Ладожская» (хотя её запуск пока приостановлен). Достаточно крупный торговый центр строится в жилом квартале «Солнечный город» на юго-западе. Введён в эксплуатацию, но ещё не работает многофункциональный ТРЦ «Спутник» у метро «Ломоносовская».
Запрашиваемые арендные ставки за год существенно снизились. И вряд ли стоит ожидать их возвращения на докризисный уровень раньше четвёртого квартала 2021-го, уверены в JLL. Год назад максимальные расценки для стандартного магазина (100 «квадратов» арендуемой площади) на первом этаже торговой галереи достигали 80 000 руб./кв.м в год (без НДС и операционных расходов). А в декабре планка не превышала уже 60 000 рублей.