НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 09:21

Что ждет сферу недвижимости в 2022-м: спад или подъем? И во что стоит инвестировать?

2021-й запомнится антиковидными ограничениями, ценовым ралли на рынке жилья и стройматериалов, беспрецедентными мерами господдержки на фоне падающих доходов населения и растущей модой на онлайн и цифровизацию…

Накануне праздника мы расспросили наших ньюсмейкеров о главных результатах и уроках года, о впечатляющих победах и об упущенных возможностях, о том, как изменились бизнес, рынок и они сами. Мы озадачили их непростыми темами: что ждет сферу недвижимости в обозримом будущем – спад или подъем? 

И в какие активы и технологии сейчас стоит прежде всего вкладывать время, силы и деньги?

А еще в преддверии праздника, имеющего репутацию волшебного, мы предложили участникам рынка подключить коллективный разум, поделиться магическим антуражем и разработать ритуал, который поможет преодолеть негатив последнего времени. 

Ведь давно известно: «Как встретишь, так и проведешь»… Может, оливье надо замесить с особым антивирусным компонентом? Или в полночь сделать несколько кругов игрушечным самолетиком над накрытым столом? Торжественно закопать под елкой пару СИЗов? Или прочитать задом наперед антиковидные постановления властей? Читайте наш опрос, чтобы войти в новый год правильно!

Михаил Медведев, генеральный директор Группы ЦДС:
– Этот год стал для меня, для нашей команды и всей компании годом открытий. Мы задали сами себе такой темп развития, что все амбициозные задачи в итоге решены с превышением. Сейчас же мы обоснованно умножаем предыдущий вариант плана на несколько лет вперед. Честно говоря, я уже с нетерпением жду 2025 год. Не привык считать упущенные возможности, всегда концентрируемся на тех, что сами себе сформировали. Рынок точно будет меняться, траектория максимально прозрачная – усиление конкуренции, рост технологичности, влияния автоматизации и IT на эффективность бизнеса. Спад и подъем станут характеристикой конкретной компании, а не отрасли в целом.
Что касается праздничных примет и ритуалов: есть такой ритуал, который поможет не копить негатив совсем. Ученые говорят, что секрет хорошего настроения и самооценки – в объятиях, минимальная доза – 28 «обнимашек» в день! Просто и эффективно.

Федор Туркин, председатель совета директоров холдинга «РСТИ» («Росстройинвест»):
– Наша команда стала сильнее. В уходящем году мы в очередной раз доказали устойчивость и жизнеспособность, несмотря на негативные факторы. Мы можем строить в эпоху перемен, оперативно откликаться на вызовы времени, грамотно распределять ресурсы.
Полагаю, что на строительный рынок продолжат влиять пандемия, рост ключевой ставки, инфляция, политическая обстановка. Но мы верим в благоприятный ход развития событий, поскольку история нашей страны знает немало примеров великих прорывов, происходивших не благодаря, а вопреки.
Сейчас мы активно занимаемся цифровизацией, причем не только в проектировании и строительстве, но и в сфере эксплуатации наших объектов. Именно в это направление мы вкладываем силы и деньги, хоть и отдача пока скромная. Когда-нибудь мы придем к тому, что будет создано единое информационное поле, включающее не только отдельные здания и сооружения, но и целые кварталы, города и даже охватывающее всю страну. Эта система позволит вести мониторинг, делать прогнозы и осуществлять эффективное управление в самых разных сферах.
Счастливым новогодним ритуалом могла бы стать дружеская встреча Деда Мороза и Санта Клауса, а также их восточного коллеги. Вероятно, такой тоже существует. Новый год – это ведь и праздник примирения. Математика проста: если отметить его весело и с душой, то и предстоящий год непременно порадует хорошими событиями.

Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»:
– Как-то к концу года «не ангина, не простуда, посерьезнее беда» сильно истощила запас оптимизма граждан и мой персональный в том числе. Но, как поется в той же жизнеутверждающей песне, откладывать жизнь никак нельзя. Поэтому ждем «ветра перемен», надеемся на коллективный иммунитет и поем песню про зайцев.
Тем более что отрасль демонстрирует небывалые достижения. К концу года мы превысим показатели прошлого процентов на 20. Планы продаж у большинства застройщиков перевыполнены, подушки безопасности набиты. Тем временем себестоимость квадратного метра тоже выросла. В среднем на 30%. А доходы у нас снижаются уже шесть лет подряд. Если помножим все это на выросшие инфляцию и ключевую ставку, то самое время «браться за руки, друзья», водить магические хороводы вокруг Деда Мороза и под бой курантов давиться записками с еще тлеющим словом ипотека.

Андрей Сорочинский, председатель совета директоров компании «Полис Групп»:
– Мы научились работать в новых обстоятельствах. Причем началось даже не с пандемии – с изменения условий привлечения денег, с введения системы эскроу-счетов. Год для застройщиков получился выше ожиданий – продолжалась льготная ипотека. Она создавала хорошие возможности для увеличения объемов строительства; меры господдержки увеличили спрос, больше людей смогли приобрести жилье. Никогда раньше не было таких низких ставок, полагаю, это отметят и другие застройщики.
Новый формат работы, с использованием проектного финансирования, оказался не только жизнеспособным, но и эффективным. И прошел проверку в очень сложных обстоятельствах. В новых условиях застройщики могут реализовывать свои конкурентные преимущества. Наше – в том, что мы умеем строить быстро. Думаю, что в 2022-м мы приятно удивим наших покупателей. Бизнес научился работать в жесткой конкурентной среде, продвигать и продавать продукт на «удаленке».
Что касается упущенных возможностей... Наверное, два-три года назад надо было больше внимания уделять приобретению перспективных участков. Это помогло бы увеличить предложение и на рынке в целом.
Думаю, в ближайшей перспективе не будет тех темпов роста цен, какие были во второй половине 2020-го и первой половине 2021 года. Более вероятен, как говорят на фондовом рынке, «боковой тренд».
Квадратные метры остаются надежным активом, так было, и так остается. В условиях макроэкономической нестабильности это качество становится самым важным.

Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI:
– Перечислю основные «вехи» этого года для нас. Знаковым событием стало объединение брендов RBI и «Северный город». Оно характеризует и то, как поменялся рынок за последние 18 лет, с момента создания «Северного города» в 2003 году, и то, как трансформировался продукт RBI. Привычные границы классов жилья размываются. Наши проекты в развивающихся периферийных локациях уже мало отличаются по своим характеристикам от элитных комплексов в центре. (Взять хотя бы вторую очередь Ultra City.) 
Мы активно развиваем новые направления, в частности, отельный бизнес. Летом запустили ARTSTUDIO Moskovsky – второй отель сети. В этом году открыли продажи в апарт-отеле ARTSTUDIO M103.
Успешно реализуем нашу стратегию по кратному увеличению масштабов бизнеса. В 2021-м уже приобрели новые участки под строительство 200 000 кв.м жилья с объемом выручки на уровне 45 млрд рублей. В планах – покупать участки на 400 000 кв.м жилья ежегодно. 
Драйвер спроса в виде льготной ипотеки перестал работать, и на рынке массового жилья мы вступаем в фазу стагнации. Но в противовес массовому продукту продукт «выдающийся», особенный, всегда будет иметь своего покупателя. В элитном сегменте ситуация иная: там налицо определенный дефицит предложения, из-за чего рынок продолжит расти.
Ну а лучшего «антиковидного» ритуала, чем своевременное вакцинирование, человечество пока не придумало. Нужно достичь «критической массы» по вакцинации, и в наступающем году, по крайней мере, в развитом мире, надеюсь, это произойдет.

Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:
– Полагаю, предел роста стоимости достигнут, дальнейшее удорожание без роста доходов населения невозможно.
Для меня один из важных результатов уходящего года – то, что мы нашли баланс, оптимальное соотношение инженерных решений и затрат при изготовлении конструкций на Киришском ДСК. Это звучит туманно, а на деле – мы стираем качественную границу между стандартным жильем и комфорт-классом, между «комфортом» и «бизнесом». Теперь класс жилья в наших проектах будет определяться только местоположением.
Меняется отношение к проектам. Мы уже думаем не корпусами и домами, а кварталами; теперь надо выходить за границы участка. В нашем ЖК в Новоселье будем интегрировать систему «умный дом», на принципах разумной достаточности, без излишеств. 
А для этого необходим диалог с администрацией: «умный дом» в глупом городе (или поселке) не работает. Много полезного подсмотрели у Группы «ПИК» и компании Rubetek; впрочем, кое-что можно и улучшить.
Каждый раз ближе к праздникам хочется сказать, что именно этот год был самым сложным. Но потом неизменно оказывается, что ты чего-то не учел.
Я по складу характера скорее интроверт (хотя по мне не скажешь), поэтому очень серьезно отношусь к ритуалам, числам и символам. У меня в кабинете над косяком входной двери пристроены монетки. Как ни странно, помогает.
А для освобождения от негатива, для очистки внутренних сфер перед новым циклом лучшее средство – медитация. Я и некоторым друзьям на Новый год подарю видеокурс для медитаций.

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
– Второй год странных и непредсказуемых ограничений привел и в жизни, и в бизнесе к спокойной готовности к тому, что первичные планы пойдут прахом, и нужно будет срочно перестраивать стратегию. Волей случая в сфере недвижимости за эти два года мы наблюдаем очень большое оживление рынка и огромное количество новых проектов и идей. Ограничения в возможностях перемещений привели к тому, что нерастраченные идеи и усилия на путешествия удается конвертировать в профессиональные достижения и обретение состояния личного комфорта. Самый лучший совет по текущей ситуации прозвучал в фильме «Собачье сердце»: «И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет». Поток бессмысленной, высасывающей силы и волю информации в связи пандемией – это самое главное зло. И только научившись противостоять ему или игнорировать, осознав, что жизнь продолжается, можно не впадать в депрессию, а вполне успешно развивать себя и свой бизнес. В этом году мы потратили много сил на сопровождение интересных и сложных проектов, лишь часть из которых уже стала известна на рынке. Мы написали новый справочник по вопросам землепользования, который планируем презентовать в январе 2022-го. Новый год – это не финишная черта, а лишь еще одна ступенька вверх, и, черт побери, по-прежнему интересно, что будет дальше.

Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Год в целом сложился для нашей компании удачно. Запущено несколько крупных проектов, осуществлен выход в регионы, закуплена и поставлена в строй новая техника. А я лишь утвердился во мнении, что самый ценный ресурс – это люди. Пандемия научила ценить каждого сотрудника как основной капитал компании.
Главная победа в том, что нам удалось донести до наших заказчиков: цена – не определяющий фактор при выборе подрядчика. Пришлось доделывать несколько проектов, брошенных компаниями, которые демпинговали.
Строительный бизнес – вещь фундаментальная, меняется очень неспешно. Можно зафиксировать, что на стройках уменьшилось количество иностранных рабочих, и это проблема. Наши соотечественники не спешат работать на тех позициях, которые традиционно занимали граждане СНГ. Возникла ситуация, когда разнорабочие получают больше инженеров, сидящих в офисах.
Какой опыт пригодится, а с чем лучше расстаться? Я бы предпочел расстаться с ковидом и его производными, а опыт, пусть даже не совсем позитивный, пусть останется при нас.
Что касается планов на будущее, можно уверенно сказать, что в сфере недвижимости потенциал для роста не закончился, есть куда развиваться. Мы видим большие перспективы в рекультивации свалок строительных отходов. И земля высвободится, и дышать станет легче, и деньги там все-таки есть.
А по поводу новогодних ритуалов… Самая сильная магия заключена в слогане нашей компании «Будет сделано!». Эпидемии отступают, а мир неизбежно меняется к лучшему, если держишь слово и честно делаешь свою работу.

Елена Федорова, управляющий партнер ГК «ГлобалЭМ»:
– За период пандемии, когда на рынке недвижимости произошел резкий рост покупательского спроса из-за льготных условий ипотеки и, как следствие, рост предложений, главной победой для нашей компании стала возможность сохранить весь коллектив без потерь и даже расширить его новыми классными специалистами. Именно сильный коллектив позволяет нам активно и стабильно развиваться, укрепляя позиции на рынке. Желаю продуктивного и динамичного наступающего года всей строительной индустрии!

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж компании «Отделстрой»:
– Главный результат уходящего года – это то, что, несмотря на пандемию, ограничения и пр., наша компания успешно продолжает работать и возводить объекты в срок. Все сотрудники живы и здоровы. Мы построили первую очередь «Нового Лесснера», сейчас в доме работает Госкомиссия. Активно растут этажи второй очереди.
Этот год показал, что дистанционный формат заключения сделок останется с нами надолго. Он удобен и клиентам, и застройщикам, и банкам. В 2021 году мы окончательно усовершенствовали все процессы по онлайн-сделкам, внедрили свою курьерскую службу доставки договоров и пр. Эти наработки пригодятся и в новом году.
Думаю, в 2022-м глобальных потрясений на рынке недвижимости не случится. На фоне роста продаж застройщики пополнили земельный банк для новых проектов. Предложение постепенно восстановится, а цены стабилизируются.
Что касается праздничного ритуала, я бы заменил салат оливье на салат из противовирусных продуктов: лимона, имбиря, меда и пр. Так и здоровее, и полезнее.

Алексей Игнатенко, генеральный директор юридической компании Rightmark Group:
– Накануне этого праздника мы и сами чувствуем себя немного волшебниками. Наша команда показала, что бизнес-процессы, а главное – результаты не зависят от того, где трудятся сотрудники, в офисе или на даче. Трудно было такое себе представить еще совсем недавно. Онлайн-формат и цифровизация – уже не мода, а повседневные и удобные инструменты для оперативного принятия решений и повышения эффективности работы. В 2021-м спрос на юридические услуги оставался стабильным, был заметен рост интереса к судебному представительству, услугам в сфере банкротства, строительства и недвижимости. В новом году мы ждем новых задач и неординарных решений, рассчитываем, что станет больше интересных проектов, а у нас окажется больше времени на самообразование и совершенствование. Причем не только на профессиональном уровне. Развитие компании – это в первую речь развитие работающих там людей. 
Что касается праздника, в компании мы его отметим, как и раньше, ярко и весело, собравшись все вместе, с Дедом Морозом и Снегурочкой.
А «CORONAмаски» торжественно закопаем, когда победим пандемию. Обещаем.

Борис Мошенский, генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE:
– Для меня самый лучший ритуал – простой по исполнению. В новогоднюю ночь нужно поднять бокал игристого, улыбнуться, обнять своих близких и смело шагнуть в новый год!
2021-й для нашей компании оказался очень хорошим и продуктивным. Нам удалось сделать ряд интересных и крупных сделок в офисном и складском сегментах. Есть несколько крупных проектов в портфеле для реализации в 2022 году. Считать упущенные возможности не стоит. И я уверен, что в обозримом будущем сферу недвижимости ждет только подъем! Например, меняется рынок офисной аренды. Сейчас происходит все больше сделок, когда ради крупного арендатора освобождаются уже занятые площади.

Михаил Ривлин, заместитель председателя правления «Охта Групп»:
– Главное достижение года для нашей компании – мы не выживаем, а развиваемся. Мы закрыли несколько сложных сделок и начинаем новые интересные проекты.
Упущенные возможности – это время, которое теряется на согласование проектов. Год от года мы «снимаем административные барьеры в строительстве» таким интересным образом, что в нашем городе согласования становятся все тяжелее и дольше. 
Технологии продаж недвижимости, безусловно, адаптировались к текущей ситуации, все меньше становится личных встреч, больше онлайн-общения. Но при этом недвижимость остается офлайн-продуктом, еще никто не придумал, как поселить людей в виртуальное пространство.
Что касается подъемов и спадов, мир стал меняться настолько быстро, что вряд ли кто-то способен дать качественный прогноз. Надеемся на подъем, но готовимся к спаду.
Не вижу необходимости в магических рецептах. Есть вечные ценности, за них и надо держаться в смутные времена. И салат оливье с шампанским символизируют их больше, чем магические микстуры.

Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (входит в ГК «БестЪ»):
– Главный результат для нашей компании – успешное преодоление страхов и фобий, которые нагнетались в обществе, консолидация и усиление команды, а также совершенствование работы в новых цифровых форматах и комбинации онлайн и офлайн. В 2021 году было много позитивного: мы реализовали новые проекты и смыслы, активно консультировали в сфере управления апарт-отелями и коворкингами, а также использования земельных участков, провели много сделок.
Когда в обществе хватает неразберихи, для инвесторов недвижимость – всегда тихая гавань. В этом году мы не наблюдали никакой стагнации, наоборот, рост по сделкам. Хотелось бы еще добавить к этому рост благосостояния людей – и было бы супер.
Главная победа – сохранение ключевых сотрудников и усиление компетенций коллектива. Кто не выдержал темпа, пошел своей дорогой, кто захотел расти и обучаться – пошел с нами. Для нас это не первый кризис, это новая тренировка и закалка. Но мы хотели бы двигаться еще быстрее, будем работать над этим в следующем году. Все тренды мы нащупали еще в 2019-2020 гг., а в 2021-м активно развивали и совершенствовали концепции и бизнес-процессы.
Хотелось бы расстаться с ограничениями, жить в более либеральном обществе. Где личность ценится и уважается, а предпринимательство не вызывает у людей изжогу.
Уверен, будут развиваться новые форматы, включая коворкинги, коливинги и загородные объекты с дополнительными функциями и специализацией. Возможность уехать из мегаполиса и заняться физическим, ментальным и психологическим здоровьем будет все более востребована.
Мой рецепт: чтобы все сбылось, нужно три раза по часовой стрелке обойти вокруг елки, выпить самогона «Рыковка» и поблагодарить Вселенную, что она дала возможность прожить еще один год. Потом загадать желание, и все сбудется. У кого нет «Рыковки» – извините.

Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
– Главный урок 2021 года – учиться подстраиваться под меняющуюся реальность. Главный результат (и главная победа компании) – ускорение цифровизации и перенос большинства процессов в диджитал. Дистанционные подписания договоров, онлайн-показы квартир и прочие действия, переведенные в цифровое пространство, стали нашей новой реальностью.
Что касается недвижимости: после подъема всегда идет спад, это логичный и естественный процесс, сейчас небольшое затишье, рынок приходит в норму. Государство обеспечило отрасли сильную поддержку в период пандемии, это позволило пополнить ресурсы, получить задел на будущее. Поэтому сейчас все мы продолжаем работу в спокойном режиме.
Этот год показал: выигрывают те, кто вкладывается в цифровые технологии и IT-продукты, которые ускоряют и упрощают процессы.

Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St. Petersburg:
– Одно из главных событий, которое хочется особенно отметить, – сразу два «Оскара» рынка коммерческой недвижимости по версии CRE у нашей компании. Это высокое признание результатов нашей команды. 
Главное личное достижение – продолжительный яхтенный сезон и получение колоссального морского опыта. В этом году было много походов, регат, да и в целом времени, проведенного на воде. А в будущее мы смотрим со здоровым оптимизмом: рынок недвижимости показал, что способен быстро восстанавливаться, а значит, у него очень большой запас прочности. Недвижимость – тот актив, в который однозначно нужно вкладывать деньги.
Личный ритуал, который повторяю каждый раз накануне праздника: ровно в семь вечера по Москве звоню бабушке в Сибирь, у них Новый год как раз начинается. Сам готовлю салат оливье, ибо очень люблю его. Загадываю желания. Любые, пусть самые немыслимые и невероятные. Ставлю пять главных целей на будущий год. Выпиваю бокал шампанского. Вычеркиваю три цели из этого списка. И опа! – оставшиеся две совпадают со списком желаний. Выпиваю бокал шампанского. И ложусь спать до вечера.

Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development:
– Главный урок для компании: надежность имеет приоритетное значение. В кризис очень важно быть устойчивыми и стабильными, сохранять гарантии для клиентов и партнеров. Нашей команде это удалось, несмотря на локдаун и периоды ограничений.
Для меня год прошел под знаком повышения квалификации: завершила курс MBA, прошла ряд тренингов и курсов построения и управления удаленными командами.
Главное достижение в этом году: мы выстояли. У всех были большие надежды на восстановление рынка и открытие границ, но кризис затянулся.
Нам удалось собраться и перестроиться, сделать упор на комбинирование долгосрочной и краткосрочной аренды. А по итогам года отель показал результаты на 15% выше, чем в 2020-м.
Упущенные возможности: вернуться бы в прошлое и купить строительные и отделочные материалы по более приятным ценам. Многие товары в 2021-м подорожали на 20% и больше.
Рынок апартаментов продолжает развиваться и постепенно поднимает гостиничную инфраструктуру города на более высокий уровень.
Всем нам пригодятся в будущем году навыки планирования. Хорошим подспорьем стало бы наличие запасов материалов и комплектующих. Зачастую у застройщиков есть деньги, но у поставщиков нет продукции.
Важный инсайт года – практически любую сферу можно перевести в онлайн. При формировании грамотной системы мотивации производительность людей на «удаленке» не только не снижается, но и растет. А компания снижает расходы на содержание офиса.
Главный ресурс – люди, важно создавать для них комфортные условия и вовлекать в жизнь компании.
Ритуал под бой курантов: выбрать самую вкусную конфету, съесть ее, а обертку сложить в колечко-корону, положить его в бокал и поджечь.

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Для меня одним из важных результатов 2021 года стало то, что рекреационная недвижимость из факультативного, дополнительного формата стала едва ли не главным. Уж точно – одним из главных. И если раньше итоги года (в основном) воплощались в цифрах – рублях, квадратных метрах и кубометрах, то сейчас это скорее общее ощущение: мы справились.
Если вспоминать, то 2020 год был чрезвычайный и экстремальный. А в 2021-м стало понятно, что эти суровые обстоятельства с нами надолго. И возник выбор: либо ты плывешь по течению и ссылаешься на «обстоятельства непреодолимой силы», либо преодолеваешь все и выходишь на новый уровень. Это относится и к нашей компании, и к стандартам, и к проектам.
Из потерь – больше всего жалко времени. Потому что это единственный невосполнимый ресурс. Времени на болезнь, на восстановление; и потом вы наверняка заметили – переболевшие люди долго еще все делают медленнее, выпадают из потока. Ценность времени возросла.
Лучшая новогодняя примета – это когда все дети и близкие дома, все здоровы, и у всех отрицательные ПЦР-тесты. Вот хочу именно так встретить, и так следующий год и провести.

Виталий Бахарев, генеральный директор ГК «Альфа Фаберже»:
– Весь 2021 год мы активно занимались разносторонним развитием. С одной стороны, сменили финансового партнера на нашем флагманском проекте ЖК «Мельцер Холл» и дальше будем реализовывать его совместно со Сбербанком. С другой, сосредоточились на IT-направлении и практически завершили разработку цифровой системы инвесторского контроля (искусственный интеллект для мониторинга строительного процесса). Кроме того, мы нашли надежных партнеров для реализации проектов в новых для нас нишах, с которыми планируем выйти на рынок в новом году.
Мы прогнозируем, что 2022-й для застройщиков будет непростым из-за очередных изменений в градостроительном законодательстве, сокращения объемов ипотеки и продолжения общей экономической стагнации на фоне коронавирусных ограничений. Тем не менее мы уверены, что качественные проекты в удачных локациях и с продуманной концепцией найдут своего покупателя в любое время. Такие проекты стараемся делать и мы.
Ритуал по преодолению негатива – мыслить экологично и с зароком на будущие поколения. Любые препятствия и трудности конечны. Важно в сложные моменты сосредоточиться на том, как каждый из нас может улучшить ситуацию в стране и в мире. Или, по крайней мере, в своем окружении. И стать героем этого момента.

Андрей Косарев, генеральный директор Colliers в Санкт-Петербурге:
– 2021 год стал невероятно успешным для Colliers, лучшим за всю 26-летнюю историю компании в Петербурге. Это произошло благодаря позитивной рыночной ситуации и возобновлению активности после непростого 2020-го, но во многом – за счет доверия клиентов, портфеля проектов и  команде профессионалов, которой мы гордимся.
Важный урок: не надо фокусироваться на информационном шуме вокруг ковида, который преследует нас два года. Нужно максимально от него абстрагироваться, смело и уверенно смотреть в будущее, строить успешные стратегии и не упускать возможности для бизнеса «здесь и сейчас». Ведь их очень много.
В этом смысле ключевая победа компании – огромный рост нашего бизнеса residential. В 2021-м мы помогли полностью продать два отличных проекта и в конце года начали эксклюзивную реализацию трех новых.
Моя личная победа и достижение – запуск нового для Петербурга земельного направления. Мы успешно реализовали сделку по продаже крупной территории, которая стала одной из самых масштабных на рынке и в нашем портфолио.
В ближайшем будущем рынок недвижимости ожидают дальнейший рост и трансформация. Главные препятствия для девелопмента, вызванные увеличением затрат на строительство и повышением процентных ставок, полагаю, окажутся временными. Они разрешатся через инфляционный механизм и последующее смягчение монетарной политики. Тем временем давление высокого спроса в условиях ограниченного девелопмента может и дальше приводить к таким экстраординарным ситуациям, как мы наблюдаем сейчас на складском рынке.

Ольга Семенова-Тянь-Шанская, директор по маркетингу ЮИТ в России:
– Для ЮИТ главным результатом года стал мощный рост цифровых инструментов: не только в области маркетинга, но и в продажах. Уже почти треть резервов квартир осуществляется через наш сайт, хотя в прошлом году эта доля была всего 8%. Вообще весь процесс покупки квартиры, от формирования запроса до заключения сделки, в значительной мере теперь проходит онлайн.
Развивается интернет-маркетинг и онлайн-реклама, поэтому специалисты с такими навыками очень востребованы. Во всех наших регионах присутствия уже более 50% активностей приходится на онлайн-рекламу и продвижение. А самый большой объем онлайн-рекламы дает именно Петербург. Растет и наша аудитория в социальных сетях.
Мы будем вкладывать средства в развитие онлайн-инструментов.
Важное достижение – выполнение финансового плана продаж, невзирая на отсутствие льготной ипотеки.
Изменения на рынке могут привести не к снижению спроса, а к спаду потребительской активности. Но как только условия становятся более благоприятными, люди снова возвращаются к покупке жилья. Поэтому в среднесрочной перспективе жилищное строительство ожидает стабильное развитие.
На следующий год у нас запланировано много новых проектов во всех регионах присутствия ЮИТ в России.
В последнее время мы спокойнее относимся к праздникам, потому что в условиях пандемии и связанных с нею ограничений сложно планировать что-то грандиозное. А желаем прежде всего здоровья. Этот ритуал сохранится и в наступающем году.

Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС»:
– Главный результат года – выполнение обязательств перед дольщиками. Мы ввели в эксплуатацию все объекты, которые должны были. Это жилые дома в нескольких проектах, а также школа в микрогороде «Новое Сертолово». Благодаря этому его маленькие жители уже в следующем году смогут учиться рядом с домом.
Важным событием для КВС стал запуск новых крупных малоэтажных проектов: ЖК «Любоград» в Стрельне и Олимпийские кварталы «ЮгТаун» в Пушкинском районе.
Рынок недвижимости Петербурга и Ленобласти за этот год пережил немало потрясений. Сильно подорожали стройматериалы: как импортные, так и отечественные. Это стало одной из причин роста цен на жилье. По итогам года квартиры подорожали почти на 30%.
Из позитивных тенденций отметила бы продолжение цифровизации строительной отрасли. Застройщики переводят все больше процессов в онлайн. В КВС сейчас 80% сделок совершается дистанционно. Также в этом году мы перевели в онлайн работу с агентами: для них создан специальный портал eAgent. С его помощью риэлторы могут продавать квартиры в домах КВС самостоятельно и онлайн.
Прогнозировать что-то в сфере недвижимости – сродни гаданию на кофейной гуще. Наша отрасль не совсем рыночная, она сильно контролируется государством; в частности, зависит от ипотеки. Но определенно могу сказать: снижения цен на жилье не будет, нет никаких предпосылок для этого.

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate: 
– На рынке устоялся тренд на минимизацию временных и денежных затрат. При нынешних темпах цифровизации логично вкладываться в развитие сервисов, которые контролируют бизнес-процессы, позволяют проводить онлайн-совещания и экономить средства на аренду офиса, а также время на дорогу до него.
Урок года – рассчитывать ресурсы, требуемые на реализацию проекта в текущих условиях рынка. Главная победа – вывод новых брендов. Так, на рынке сервисных офисов Петербурга появился Case. Помимо коворкинга, запущено и технологичное направление – сервис бронирования рабочих мест Hotdesk.ru. Важнейший навык – детальный просчет экономики проекта и бизнес-планирование с точки зрения затрат. Это крайне важный аспект при открытии новых направлений, так как зачастую проект забирает больше денег, чем планировалось на старте. А расстаться я предпочел бы с излишними сомнениями. Хотя в них и есть доля «нормальности», переживания мешают работе над новыми проектами.
Что касается празднования, я посоветовал бы коллегам экспериментировать с авторскими коктейлями. Единственный нюанс – представьте, что вместе со льдом и ингредиентами в шейкере вы перемалываете цены на строительном рынке. Тот же прохладный вкус, но ощущается легче и приятнее. Настоятельно рекомендую допить бокал до полуночи, чтобы в новый год войти с новыми надеждами.

Кеннет Линдгрен, генеральный директор компании «KONE Россия»:
– Год вышел для нас насыщенным. Вырос спрос на инновационные разработки. Особенно те, которые помогают справиться с пандемией: антибактериальные материалы, бесконтактные решения, системы очистки воздуха. Как правило, рынок лифтов достаточно консервативен, изменения на нем происходят медленно. Но сейчас адаптация к цифровым решениям явно ускорилась. Например, за последние полтора года из-за коронавируса вырос запрос на поставку лифтов с системами обеззараживания воздуха. Мы внедрили систему 24/7 Connected Services, которая позволяет отслеживать состояние всех лифтов и эскалаторов из единого центра и собирать информацию о состоянии оборудования в режиме реального времени. Это дает возможность заранее выявить потенциальные проблемы и предотвратить до 70% возможных поломок. Этой осенью в структуре «KONE Россия» появился департамент импорта и сертификации продукции на соответствие требованиям российских технических регламентов.

Юрий Грудин, генеральный директор ИСК Formula City:
– Мы прожили этот год в условиях турбулентности. Это факт. Но несмотря на все трудности, с которыми мы столкнулись, жить и работать стало интереснее. Главным событием для нашей компании в 2021 году я считаю вывод на рынок проекта сервисных апартаментов под новым брендом We’ll. В нем заключается наш лучший опыт и наработанные за многие годы компетенции. В этом многофункциональном здании реализована новая философия осознанного строительства и потребления через подход, в основе которого лежит мировой тренд well-being. Комплексом будет управлять созданная Александром Погодиным управляющая компания We’ll. 
Наши проекты с партнерами и собственные разработки позволят нам в следующем году масштабировать цифровые решения и воплотить их в жизнь в жилом секторе, а также в сегменте сервисных и рекреационных апартаментов. 
Что касается традиций и ритуалов. В конце каждого года я стараюсь привести свой организм в порядок. Прохожу оздоровительную программу и захожу в новый год «с чистого листа». Чего и всем желаю: занимайтесь здоровьем, подтверждайте работоспособность для будущих свершений.

Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC International:
– 2021 год еще раз доказал нам как компании и мне лично, что гибкость и технологичность дают большое конкурентное преимущество. Думаю, в среднесрочной перспективе в сфере консалтинга останутся востребованными компании с «бутиковым» подходом к клиентам (очень внимательным и личным). Среди инструментов диджитализации бизнес-процессов, которые нужно активно развивать, я бы отметил телеграм-боты, интерактивные карты, мессенджеры, онлайн-показы объектов и онлайн-консультации.
В сфере коммерческой недвижимости год запомнится, прежде всего, критически низкой вакансией на рынке складов и индустриальных объектов. И, соответственно, рекордно высокой арендной ставкой. 
В 2020-м эта ситуация сохранится, а ставка аренды может вырасти еще на 10%. Кроме того, продолжится рост интереса к сегменту смарт-офисов.

Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service:
– Главный урок уходящего года: старые правила больше не действуют! И не надо на них ориентироваться. Гостиничный бизнес привык жить с расчетом на сезонность: в ноябре провалились – в мае доберем. Теперь это не так. Закрытые границы создают принципиально новые рамки для индустрии гостеприимства. В Петербурге отсутствие иностранных туристов стирает сезонность. Без мер господдержки и развития внутреннего туризма отрасль не справилась бы. Были всплески спроса, их обеспечил ПМЭФ и немного – футбол. Но теперь мы все время помним: государство может выключить любой праздник в любой момент! Значит, нужно иметь эффективные инструменты, позволяющие быстро установить новый баланс. И критично оценивать перспективы. Мы сумели найти и применить такие настройки, и даже октябрь–ноябрь пройти без существенного снижения доходности.
Конечно, мы будем рады, когда границы откроются. Но включать это в бизнес-план было бы слишком оптимистично. Мы закладываем на будущий год более высокие показатели – но не за счет изменения конъюнктуры, а за счет роста собственных компетенций. И стоимость лота в сегменте апартаментов будет расти, в том числе – из-за слабого пополнения новыми проектами.
В личном плане у нас в семье есть такая традиция – задачи и цели на будущий год писать на листочке. Лучше фиксировать, чтобы потом нельзя было схитрить. А через год – проверить, что получилось, а что нет. Вот за 2021-й, наверное, процентов 80 наших пожеланий сбылись. И это отличный результат. Кроме того, возникает ощущение, что ты все же сам управляешь судьбой, а не просто надеешься на удачу.

Александр Шестаков, генеральный директор «Первой мебельной фабрики»:
– Самая главная победа этого года – послекризисное восстановление и возвращение на допандемийный уровень основных финансовых показателей. В этом году нам во многом помогла низкая база 2020-го: неудовлетворенный спрос оказался настолько велик, что мебельные компании «отрабатывали» его больше полугода. Но сейчас назрели новые проблемы: спрос начал сокращаться и в рознице, и у корпоративных заказчиков, уменьшился средний чек, подорожали комплектующие и сырье. В этом и состоит главное изменение рынка. Спасением мебельной отрасли может стать расширение сотрудничества со строительными компаниями в части меблировки новостроек, хотя пока по стране доля меблированных квартир не превышает 10% от общего объема жилья. Как правило, такие предложения встречаются только у застройщиков Москвы и Петербурга.

Иван Архипов, директор по развитию ГК «Балтийская коммерция»:
– Мир и рынок меняются, но цели и задачи, которые мы ставили перед компанией, практически достигнуты. Труднее стало создавать что-то новое, мало предложений, другие правила игры. Эти факторы достаточно сильно усложняют девелопмент, но мы стараемся их преодолеть. Новых навыков не приобрели, скорее оттачиваем старые, но учимся, в том числе и на своих ошибках. Стараемся быть лучше, и в мелочах тоже, больше обращать внимание на нюансы. Сейчас жизнь этого требует.
В той нише, в которой работаем мы («элита» и бизнес-класс) из-за сокращения предложения и улучшения качества объектов спрос остается стабильным. И спада, наверное, не будет. В массовом секторе и на периферии отката тоже, скорее всего, не случится, но и роста я не ожидаю.
Ритуалов у меня нет, руководствуюсь принципом «не берите в голову, берите на плечи». Трудности есть, были и будут. Нужно к ним относиться философски, не зацикливаться, а идти дальше в выбранном направлении. И тогда в следующий раз эти сложности будут преодолеваться легче.

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management:
– Главный итог в том, что наш петербургский отель с элементами коливинга We&I by Vertical успешно продолжил работать и в этом году. В 2021-м он был заполнен более чем на 90% за счет среднесрочных договоров. Мы не только не закрывали наши отели, но и приносили инвесторам доходы.
В этом же году мы открыли диджитал-отель Vertical Boutique на Таганке. Его «фишка» в том, что заселиться можно бесконтактно. Vertical Boutique – открытие года для нас. Мы хотим такие же отели делать с партнерами по всей России.
Меня выбрали президентом РГУД, предложив сделать свою экосистему. Упущенная возможность в том, что мы посмотрели недостаточно новых стартапов и новых proptech-разработок. Сейчас активизируем работу комитетов в Гильдии, потому что proptech и IT – это новая нефть. 
В этот непростой период мы опять увидели, что нужно быть вместе, не конкурировать друг с другом, а помогать в развитии и создавать партнерства. Особенно с теми игроками, которые нас дополняют: архитекторами, поставщиками технических решений для отельного бизнеса и пр. 
Недвижимость продолжает оставаться ценным активом, а ее стоимость растет по всему миру; она продолжает защищать нас от инфляции. Из технологий стоит делать ставку на proptech и все, что касается объектов для цифровых потребителей и креативщиков. Новое поколение хочет жить по-новому, работать и отдыхать по-новому, для них и нужно создавать новые проекты. Именно они сегодня при деньгах и бурно развиваются.

Дмитрий Канунников, заместитель генерального директора ГК «Запстрой»:
– Нашей компании год принес рост и развитие. Мы упрочили позиции на рынке, укрепили репутацию надежного застройщика. Запустили новые очереди жилого квартала «Ново-Антропшино», завершаем ЖК «Муринский Парк». 2021-й был непростым, но мы уже давно поняли, что кризисы – это временное, нужно просто быть к ним готовым и продолжать работать.
Главной победой считаю сохранение доверия потребителей. Мы видим стабильно растущий интерес клиентов к нашим объектам.
Недавно переехали в новый офис в БЦ «Сенатор» у «Фрунзенской», работает наше агентство «Запстрой Недвижимость», которое, помимо наших квартир, продает еще более 200 объектов в городе и Ленобласти.
Мы наблюдаем миграцию покупателей за пределы Петербурга и смещение предпочтений в сторону семейного формата жилья. Это одна из самых заметных тенденций.
В 2022-м ожидаем плавного повышения цен – динамика будет зависеть от количества метров, которое застройщики смогут вывести на рынок. Что до ритуалов – подойдет любой, если вас в этот момент будут переполнять вера, надежда и любовь. И помните, сбываются только самые сильные желания.

Ольга Маяцкая, генеральный директор ООО «Нескучный сад»:
– Для нас главный результат года – проекты, которые, несмотря на трудности, удалось реализовать. Это новые городские общественные пространства. Самое большое из них – Заневский парк, который, уверена, станет самым современным парком города. После скачкообразного роста цен на стройматериалы, доставку и строительно-монтажные работы было сложно найти исполнителей на госконтракты, заключенные по старым ценам. Вопрос завершения работ до конца года стал для нас профессиональным вызовом.
Тенденция последнего времени – это сочетание традиционного благоустройства и новых технологий. Например, территория вокруг здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. Специально для этого объекта мы разработали игру-бродилку с дополненной реальностью, где можно сфотографироваться с братьями Стругацкими (они жили недалеко от этого места) или вместе с детьми одеть «человека рассеянного с улицы Бассейной». Или сквер у технопарка «Ленполиграфмаш», на углу набережной Карповки и проспекта Медиков. Это необычный объект, где ключевым элементом является игра света и цвета.
От наступающего года ждем большей стабильности и предсказуемости. У нас в работе много интересных проектов. Новые общественные пространства преображают Петербург, и город становится комфортным для жителей. 

Александр Брега, генеральный директор компании «Мегалит»:
– Мы достойно отпраздновали 30-летие корпорации «Мегалит», ввели в ЖК «Приморский квартал» четыре жилых корпуса, два из них – досрочно; открыли там первый садик. Передали ключи в ЖК «Дом на Львовской».
В уходящем году мы приняли принципиальное решение – выходить на внешние рынки, за границы региона. Будем закладывать проекты в Москве, Московской области, возможно, в Карелии. Не от хорошей жизни, если честно: у нас нет ощущения, что мы нужны здесь. не чувствуется особенной заинтересованности города в развитии строительного комплекса. Из упущенных возможностей: думаю, какие замечательные участки мы могли бы купить на перспективу! Но сегодня, после введения эскроу-счетов, нашими деньгами распоряжаются банки. У девелоперов появился новый начальник – банк. Еще из нового: дольщики стали намного внимательнее подходить к приемке построенного. Все чаще они нанимают специальных представителей, замеряют освещенность, все параметры и т. д. С одной стороны, это и нас заставляет с повышенным вниманием относиться к качеству. С другой – «потребительский экстремизм» тоже никуда не делся, некоторые граждане стараются не столько побыстрее получить квартиру, сколько заработать на санкциях, откладывая приемку.
Сейчас рынок находится в стагнации. Я не исключаю, что следующий год начнется со спада, и застройщикам придется рассматривать сценарии со снижением цен. В хороших прибыльных проектах такая возможность есть. В неудачных – нет.
И конечно, у меня есть личные новогодние приметы. Вот если под праздники из «НП» никто не позвонил и не спросил о результатах и планах – год может не задаться!

Антон Козуб, генеральный директор компании Prime Estate:
– Этот год, прежде всего, ознаменован для нас долгожданным выходом нашего проекта. Мы смогли запустить в продажу продукт, которого еще не было на рынке недвижимости Петербурга. И уже можно с уверенностью говорить, что у нас все получилось. В целом же на рынке стало больше разнообразия, а разница между элитными объектами и "экономом" более ощутима. Сейчас потребитель может выбрать по своему вкусу, что ему больше подходит. Появилось больше маневра для реализации различных смелых идей. Сохраняется запрос на что-то новое и дорогое. В принципе два последних года все четко расставили по местам: кто научился работать в новых реалиях самостоятельно, удаленно, ставя высокие цели и отвечая за результативность команды, у тех, я уверен, хорошие перспективы. Желаем всем в новом году не останавливаться на достигнутом. Ставить и успешно реализовывать новые цели.